Честно, сильно и цинично так в Германии оценивают спектакль «Солдаты», который в эти дни идет в театре Ганновера.
Постановка, основанная на рассказах бывших офицеров вермахта, в очередной раз заставляет немцев испытать чувство вины. Вместо избитых назиданий потомкам — поиск в самом себе червоточины предков. Вместо батальных сцен Второй мировой на сцене банальные
Андреас Шлагер, актер: «Никакой слежки за собой эти люди тогда не замечали, поэтому их тюремные байки, пускай беседы эти омерзительны в своей непосредственности и прямоте, ничем не отличались от милой болтовни, скажем, про летний отпуск».
Это светопреставление на сцене было бы едва ли возможно без первоисточника — самого жуткого и сенсационного исследования о Второй мировой за последнее время. Книга «Солдаты» — плод работы немецких социологов и историков, два года назад наткнувшихся в британских и американских архивах на рассекреченные протоколы прослушки военнопленных офицеров вермахта. Столь же ценный, сколь чудовищный материал, основанный на 150 тысячах страниц признаний, сделанных узниками в тюремных камерах друг другу и втайне от них там же записанных.
На подмостки театра Ганновера документальных «Солдат» перенес режиссер Томас Даннеманн — наполовину немец, наполовину русский. «Солдаты» Даннеманна — постановка не о зверствах немецких нацистов, а о том, как любой человек может стать таким же животным.
Исповедь тех, кого нельзя оправдать, выслушал корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.