На неделе Елену Хореву, плеснувшую на даче в лицо соседскому малышу уксусной кислотой, признали невменяемой. Душевнобольная женщина, которая выжгла глаза ребенку, в очередной раз пройдет курс лечения в клинике и снова окажется на свободе.
Шестилетний Валя перенес две сложные операции. У него страшные ожоги глаз. Галина Кошелева промывает сыну глаза через каждые два часа. Зрение удалось сохранить, но отеки до сих пор не проходят.
Мальчика едва не сделала инвалидом соседка по даче.
Галина Кошелева, мама Валентина: «Никаких моральных, физических ущербов она возмещать не будет и буквально месяца четыре ее продержат, подлечат и выпустят».
Опасения Галины небезосновательны. Действительно, уже через несколько лет Хорева может покинуть стены психиатрической клиники. Ведь по закону, если ее признали невменяемой, она по сути избегает уголовной ответственности. Наказанием служит лечение в диспансере.
Владимир Файнзильберг,
Институт имени Сербского — именно здесь проводят экспертизы и дают заключения, представляет ли пациент угрозу для окружающих и можно ли его отпустить на свободу. Наблюдают, проводят тесты, сканируют головной мозг. Говорят, ошибки исключены. И тут же добавляют: психически нездоровые люди не опасны только в том случае, если постоянно принимают лекарства. Однако нет никакой гарантии, что, оказавшись на свободе, пациент продолжит лечение.
Медики признают: так называемое состояние ремиссии, которое дает основание для выписки — это как бомба замедленного действия. Конечно, бывший пациент диспансера должен наблюдаться у участкового психиатра, стоять на учете в полиции. Но и это вряд ли гарантирует безопасность окружающим.
Вот лишь один пример. Сергей Сутемьев с виду ничем не отличается от односельчан: тихий, спокойный, непьющий. И все же этого человека боится все село. Недавно его выписали из психиатрической клиники. Сутемьев убил мать. Ему грозило 8 лет тюрьмы, но мужчину признали невменяемым и отправили на принудительное лечение. В клинике он провел всего лишь два года. Узнав, что буйный сосед снова на свободе, местные жители вышли на народный сход. Они не намерены мириться с таким соседством. Готовы даже собрать подписи с требованием изолировать его от общества. Однако принудительно лечить Сергея никто не собирается. Нет оснований: ведет себя спокойно, никому не угрожает. Но местные не верят, что сосед полностью излечился и не представляет опасности.
Подробности — в репортаже.