Смертельный маршрут. Кто стоит за взрывом живой бомбы в Волгограде? Кому и как промывают мозги вербовщики террористического подполья?
Теракт в Волгограде — одна из главных новостей минувшей недели. Смертница взорвала себя в рейсовом автобусе — погибли шесть человек, раненых десятки. Правительство выделило 23 миллиона рублей из Резервного фонда на единовременные выплаты семьям жертв и пострадавшим.
Госдума приняла закон, по которому возмещение ущерба за атаки, подобные нынешней, ложится на родных и близких тех, кто их совершает. В перспективе — никто не спорит — данная мера, наверное, действенная. Но прямо
Женщина в хиджабе гуляла по Волгограду около полутора часов. На левой руке — подозрительно тяжелый гипс, его иногда приходилось поддерживать правой рукой.
Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета РФ: «Можно предположить, что в этом гипсе находился или механизм для приведения в действие самого взрывного устройства, или, может быть, часть взрывного устройства».
В торговом центре народу было немного, и смертница нашла скопление людей в другом месте — в переполненном студентами рейсовом автобусе. Эпицентр взрыва находился ближе к середине автобуса. Взрывное устройство состояло из двух гранат и нескольких тротиловых шашек. Для усиления поражающей мощности бомбу начинили болтами и металлической стружкой.
В Следственном комитете пришли к выводу, что в Волгограде сообщников у
Асиялова, как положено, предъявила паспорт и купила билет до Волгограда. Хотя, как показывает практика, можно было доехать и без паспорта и даже без билета. Один из журналистов нашей телекомпании сел в Махачкале в рейсовый автобус до Пятигорска и без проблем добрался до Ставропольского края. Водителя отсутствие документов не смутило. Главное — заплатить за проезд. Во время полицейских проверок наш пассажир просто стоял рядом с автобусом, а когда досмотр заканчивался, он спокойно возвращался в салон.
Наида давно жила и работала в Москве. Сначала в строительной фирме потом в крупном кадровом агентстве. Следствие пока не выяснило, как Асиялова стала участником дагестанского банд подполья, но, скорее всего, женщину перед взрывом минировал гражданский муж.
Дмитрий Соколов исчез из Долгопрудного в прошлом году. Мать даже обращалась на телевидение, пытаясь разыскать сына. Говорят, что парень принял ислам и увлекся ваххабизмом с подачи Асияловой. Эксперты называют это редким случаем. Обычно бывает наоборот — мужчины ваххабиты вербуют русских и украинских девушек. Дмитрий получил имя Абдулжабар и кличку Жираф. Азы радикального ислама постигал в одной из московских мечетей.
Проповедники радикального ислама находят себе сторонников во вполне миролюбивых мечетях, имамы которых ничего общего с экстремизмом не имеют. Вербуют не только в мечетях, но и в социальных сетях, учебных заведениях и даже в тюрьмах. Учителя ваххабизма — тонкие психологи. К каждому индивидуальный подход. Узнают, какие у человека проблемы, и указывают единственно верный путь их решения. Похожими методами завлекают в секты. Универсальной причины, почему люди поддаются вербовке, не существует. Проповедники нацелены, прежде всего, на молодых.
Подробнее об этом — в репортаже.