В Петербурге стало одним долгостроем меньше. На севере города запущена система, которая будет очищать 98,5 процентов стоков, сбрасываемых в Неву и Финский залив.
С этого дня Нева станет намного чище, а в Курортном районе, возможно, уже предстоящим летом откроют пляжи для купания. Сегодня заработал северный канализационный коллектор, строительство которого не могли не заметить горожане, особенно автомобилисты. И вот наконец результат многолетней работы торжественно ввели в эксплуатацию.
Корреспондент НТВ Катерина Правдина побывала на ознакомительной экскурсии под землей.
Чтобы приблизиться к 98,5 процентам очистки городских сточных вод, Петербургу потребовалось 35 лет. Запуск Главного канализационного коллектора на севере пусть и масштабная, но все же часть экологического проекта. Который стартовал еще в СССР, когда построили Центральную станцию аэрации.
Реализация дальнейших замыслов растянулась на эпохи правления разных градоначальников. И сегодня на церемонии они вспоминали, как финские коллеги вместе с ними радовались очередным победам.
Валентина Матвиенко, председатель Совета федерации РФ, губернатор
Главный коллектор забирает стоки со всех правобережных районов и частично с набережной Робеспьера. Эффект от работы этих систем сопоставим с ресурсом
Алексей Лобанов, заместитель директора центра инвестиционных программ ГУП «Водоканал»: «12 насосов стоят по окружности насосной станции. Они выкачивают воду из мокрого отделения, которое находится под нами. В это мокрое отделение сточные воды с главного коллектора попадают через подходные штольни и далее насосами перекачиваются по напорным трубопроводам».
Стратегическим объектом коллектора является узел регулирования стоков. Его построили под землей на глубине 90 метров, где разместили насосную станцию. Другие уровни шахты заполнены паутиной трубопроводов, транспортеров, агрегатов. На минус 30 находится отводящий тоннель, по которому крупный мусор, отфильтрованный специальными решетками, попадает в измельчитель, дробящий отходы до 20 миллиметров. Что позволяет исключить хлопоты, связанные с их транспортировкой.
На протяжении своих 12 километров коллектор имеет значительные перепады глубин: тоннели то уходят на глубину, то поднимаются. Такая конфигурация не исключает заиливания системы. Чтобы этого избежать, и включают насосы. Потому что необходимую скорость сточным водам могут обеспечить только очень сильные осадки.
Приступить к ликвидации оставшихся 1,5 процентов прямых выпусков стоков «Водоканал» намерен уже в ноябре этого года. Вдоль Адмиралтейской набережной начнут строительство очередного коллектора. Автомобилистам, конечно, снова предстоит столкнуться с неудобствами. Но перспектива навсегда избавить Петербург от нечистот, попадаемых в окружающую среду, должна способствовать терпению.