Около двух миллионов петербуржцев на этой неделе почувствовали необходимость сложного выбора. Решение правительства о направлении накопительной части пенсии в распределительную систему вынудило горожан серьезно задуматься о своем будущем и понять, как лучше распорядиться деньгами, чтобы не было мучительно больно в старости.
Трудоспособное население Петербурга на этой неделе было встревожено решением российского правительства на год заморозить накопительную часть пенсии. Встал вопрос: кому теперь доверить свои деньги, государству или
Правда, президент Путин успокоил: как люди накопили, так и будут использовать. А ведь до сих пор петербуржцы охотно несли свои пенсии в негосударственные фонды. По свидетельству городских страховщиков, количество таких клиентов росло ежемесячно.
Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв выяснял, стоит ли сберегать пенсию смолоду.
Из чего складывается пенсия? У людей старше 1967 года рождения ответ проще. Их средства на старость целиком аккумулирует государство. А вот у тех, кто младше, отчисления идут сразу в два фонда. Сумма, эквивалентная 10 процентам их дохода, называется страховой частью и уходит в Пенсионный фонд России, а шесть процентов — это и есть накопительная часть — в негосударственный фонд.
Собранные страховые взносы правительство ежегодно индексирует на размер инфляции плюс небольшой бонус. Деньги накопительной части негосударственные фонды инвестируют, проще говоря, прокручивают. Тут только одна гарантия: в минус уйти не позволит правительство. А вот доходность может быть и меньше роста цен, а для накоплений и это отрицательный результат.
В
Оксана Дмитриева, депутат Государственной думы, доктор экономических наук: «От инфляции даже эти деньги не спасли. А те, у кого нет накопительного элемента, а только страховая часть пенсии — это граждане более старших возрастов. У них все идет на страховую часть пенсии, и у них индексация условно накопительных их взносов составляет 15 процентов в год. Так что больше: 6,8 или 15?»
Другой аспект реформы. Граждане теперь могут выбрать: после
Пенсионные калькуляторы есть на сайтах всех негосударственных фондов. Они бывают даже на картонке, в виде сувениров. Делается все, чтобы привлечь клиента размером будущей пенсии. К примеру, возьмем гражданина, которому сейчас 27 лет. У него среднестатистическая петербургская зарплата, равная около 30 тысяч рублей.
Если он будет перечислять в накопительную часть лишь два процента, то через 33 года прибавка к трудовой пенсии будет 5 тысяч 300 рублей. А если оставить накопления в 6 процентов в негосударственном управлении, и эта машина времени не врет, то молодому человеку обещают доплачивать почти 21, 5 тысячу.
Кстати, тех, кто продолжит оставаться «молчуном», то есть не напишет заявление о выборе негосударственного фонда до конца этого года, автоматом переведут именно на ставку два процента. И храниться такая накопительная часть будет там, где и сейчас, — в государственном «Внешэкономбанке».
Его инвестпортфель надежен, но показывает не самую высокую прибыль. В Петербурге многие «молчуны» уже голосуют своими шестью процентами против изменений: в негосударственных пенсионных фондах растет число клиентов.
Дмитрий Осипов, директор филиала негосударственного пенсионного фонда: «Основная задача негосударственного пенсионного фонда — это инфляция плюс 2, 3, 4 процента сверху. С тем, чтобы деньги вкладчиков, тех, кто доверил свои средства негосударственному пенсионному фонду, не обесценивались, приносили прибыль, и человек мог спокойно выйти на пенсию. Поэтому в долгосрочной перспективе мы считаем, что работа накопительной части будет более успешной».
Сейчас каждый четвертый петербуржец — пенсионер. По прогнозам, через 12 лет — это уже каждый третий горожанин. В таких условиях пенсионная реформа больше всего заботит молодых: это из их доходов будет формироваться распределительная часть, а из нее станут обеспечивать армию пенсионеров.
Как начисляли пенсию во времена СССР, разобрались ли в новой системе