Сегодня Конституционный суд начал рассматривать дело о нарушении избирательного права. Речь о прошлогодних поправках, которые запрещают бывшим осужденным за тяжкие преступления вообще когда-либо баллотироваться на выборах.
Жалобу в КС подали трое россиян, которым было отказано в регистрации
Предприниматель Геннадий Егоров рассчитывал стать мэром в подмосковном Воскресенске, но оказалось, таких не берут в кандидаты. У Геннадия Егорова есть судимость. Он объясняет: в конце
Геннадий Егоров, предприниматель: «В 2009 году не скрывал. Я в
Закон о выборах ужесточили в прошлом году. Баллотироваться куда бы то ни было пожизненно запретили всем бывшим осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Идея простая: не допустить во власть тех, кто уже с криминальным прошлым, а значит, может власть использовать в корыстных целях. После поправок в закон с разных выборов в стране сразу сняли десятки кандидатов, но предприниматели с погашенной судимостью решили бороться за право быть избранными. Геннадия Егорова в суд поехал защищать в качестве адвоката сын.
Сергей Егоров, сын Геннадия Егорова: «Имеет место ограничение прав человека, поскольку судимость — это негативные правовые последствия, которые имеют определенную продолжительность — от года до шести лет, и сохраняются в течение указанного срока после того, как человек понес основное наказание. Судимость гасится, негативные правовые последствия прекращаются, и человек является полноценным и полноправным гражданином своей страны».
Новые нормы, как считают заявители, неконституционны, ведь основной закон страны не допускает к выборам только в двух случаях: если человек всё еще отбывает наказание или психически болен. А так получается двойное наказание за одно преступление и на всю жизнь. К тому же не учитывается, являлся ли назначенный судом срок лишения свободы реальным или условным.
Конституционный суд недавно рассматривал похожее дело об учителях с криминальным прошлым. Тогда нормы закона были признаны конституционными, но законодателей все же попросили четче прописать уголовные статьи, получив срок по которым, уже не стать педагогом. Что касается выборов, то здесь уже речь идет о тяжких и особо тяжких преступлениях.
Понятно, что к очередному обсуждению в Конституционном суде выборного процесса будет повышенное внимание, но судьи опять уточняют, здесь никакой политики — спорят только о нормах права.