В Казани идет суд над участниками громкого процесса. Речь идет о полицейских отделения «Дальний». Следствие доказало, что в течение долгого времени они издевались над задержанными, добиваясь признательных показаний.
Разработанная схема была хорошо отлажена, а шокирующие подробности стали известны случайно, когда скончался один из задержанных. Корреспондент НТВ Михаил Чернов о начале процесса.
Суд над бывшими сотрудниками скандально известного отдела полиции «Дальний» проходит в закрытом режиме. По официальной формулировке открытое разбирательство может привести к разглашению сведений, унижающих честь и достоинство потерпевших, и шокировать этим общественность.
Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета РФ: «Если в производстве находилось дело о нераскрытой краже, полицейские вызывали в отдел человека, которого просто назначали виновным. Ему предлагали признаться в совершении преступления, ну, а в случае отказа фальсифицировали в отношении него административный материал, уже по которому человека сначала задерживали, а в последующем могли и арестовать. После этого начиналась самая чудовищная часть их преступной деятельности. Оперативные сотрудники любой ценой пытались добиться признательных показаний, в том числе применяя и физическую силу».
Ложный административный протокол, задержание на трое суток, пытки и последующее признание — схема работала безотказно. Таким образом, по материалам следствия, оперативники и руководство отдела повышали статистику раскрываемости до тех пор, пока один из задержанных Сергей Назаров не умер от разрыва прямой кишки. Перед смертью он успел сказать родственникам, что его пытали бутылкой
Игорь Шолохов, руководитель Казанского правозащитного центра: «Там были и люди, в отношении которых были
Бывший заместитель начальника угрозыска Алмаз Василов на этом процессе единственный, кто не прячет лицо. Его называют главным подозреваемым. По материалам следствия, Василов лично пытал 8 человек. Он утверждает, что умерший Назаров сам себя изнасиловал.
Алмаз Василов, подсудимый: «Пошел он в туалет, я его оставил без присмотра, он мог причинить вред здоровью себе, но не дорассчитал человек, что так случиться может, он думал, попадет в больницу, а оттуда уже уйдет».
Большинство пострадавших от полицейских пыток уже добились денежных компенсаций за незаконное задержание, не дожидаясь итогов долгого судебного разбирательства. Скандальный процесс стартовал еще 3 месяца назад, но с мертвой точки пока не сдвинулся. Вначале правозащитники обжаловали закрытость процесса, потом заседание не состоялось