Планы удара по Сирии вызвали споры не только среди американцев, но и между европейскими соратниками по НАТО. Среди тех, кто пока обходит планы атаки молчанием, Германия.
Берлин оказался между союзническим молотом и наковальней общественного мнения. О непростом выборе — корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.
Авиация НАТО еще не нанесла удары по режиму Асада, как первый удар приняла на европейская экономика. На франкфуртской бирже давно уже не припомнят, чтобы торги начинались так нервно — котировки акции стремятся вниз, настроения — почти панические.
Роберт Хальфер, банковский аналитик рынка ценных бумаг: «Участники рынка боятся, что сирийский конфликт перекинется и на соседние страны: Израиль, Турцию и, наконец, Иран. Это чрезвычайно опасно. Ведь очевидно, что вслед за углеводородами взлетят цены на золото, серебро и так далее».
Хотят ли прусские войны — вопрос риторический: в Германии в самом разгаре предвыборная кампания. Какой политик рискнет сказать вслух избирателям: «Завтра мы вступим войну, в которой возможно погибнут и ваши дети». Но без поддержки Германии сторонникам военной операции в Сирии вести ее будет совсем уж неприлично. Ведь выйдет, что взялись за оружие не просто в обход ООН, а даже партнеров по НАТО не спрашивая!
И кровопролитной войне на сирийской земле предшествует дипломатическая — на немецкой. Счет идет на часы.Александр Рар, политолог: «Так же было с Ливией, так же было фактически и с Ираком. А немцев ставят перед фактом: участвуйте сейчас в этой операции! Ну, хотя бы поддерживайте, не стойте в стороне».
Однако Ангела Меркель молчит всю неделю в традиционном амплуа: я не сказала «нет», Барак, я не сказала «да». На языке немецкого МИД это значит, что «консультации с США продолжаются». Но в отличие от британских и французских коллег, министр иностранных дел Германии избегает, как только может, военных формулировок.
Гидо Вестервелле, министр иностранных дел Германии: «Мы приветствуем предложение Британии о созыве Совета безопасности ООН с тем, чтоб обсудить применение в Сирии химоружия. Призываем все страны, входящие в Совет безопасности, и в особенности Россию, воспользоваться этой возможностью, выступив вместе против использования химического оружия».
В Вашингтоне, Лондоне и Париже вовсю говорят об интервенции в Сирию, в Берлине — о том, как ее предотвратить. На худой конец увильнуть от участия в авантюре.
Согласно опросу, опубликованному сегодня в журнале Stern, 69% немцев выступают категорически против участия Бундесвера в сирийском конфликте и лишь 23% — поддерживают американские планы. Пока этим планам правительство Меркель тщетно сопротивляется, ее оппоненты с успехом на пацифистских настроеньях зарабатывают предвыборные очки.
Пеер Штайнбрюк, кандидат на пост канцлера отНо чем смелей голоса немецких политиков, тем сильней давление извне. По некоторым данным, США уже призывают Берлин отказаться и от участия в сентябрьском саммите большой двадцатки в России, если та не проявит уступчивость в сирийском вопросе.
Михаэль Людерс, публицист, эксперт по ближневосточной проблематике: «Подобное давление и на Берлин, и на Москву до добра не доведёт. Со стороны США, весьма неумно все время задевать Россию. Президенту Обаме как лауреату нобелевской премии мира сейчас, наоборот, было б лучше позвонить Путину и попытаться найти сообща решение сирийской проблемы. Ведь ясно, что ни без России, ни без США ее не преодолеть».