Жители мрачноватых типовых гэдээровских многоэтажек в одном из районов Берлина проснулись буквально внутри произведения искусства, претендующего на звание самого масштабного в мире.
Художники превратили серые фасады в полотно для своей картины, площадью в десятки тысяч квадратных метров. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг изумился размаху и выяснил, рады ли обитатели домов деревьям на балконах, медведям у двери и новым нарисованным соседям.
К зоосаду в Берлине ведет Зоопарковая улица, но теперь можно выйти и на полпути. Вокруг — попугаи, белки, медведи, деревья до
Стив Ролле, художник, участник проекта: «Нам повезло, на гэдээровских хрущевках всегда заметны стыки между панелями, каждый фасад для нас был вроде клетчатой тетради. Так было проще ориентироваться, мы словно собирали детский пазл».
100 тонн краски и три года работы для команды из 17 человек, немецких и французских художников из группы Cite Creation. Берлинские многоэтажки расписывали и прежде, но за этим маленьким праздником, что пришел на их улицу, проступило событие мирового масштаба. Районный триптих, холстами которого стал квартал из 3 гигантских многоэтажек, норовит попасть в Книгу рекордов Гиннеса.
Пенсионер Манфред Крегер и 40 его соседей по дому выступили в роли худсовета. Владельцы дома доверили жильцам решать, кого и где живописать на фасадах, а художникам претворять замысел в жизнь.
Стив Ролле: «Львиную долю усилий мы потратили на то, чтобы спускаться со строительных лесов на землю, прикидывать на расстоянии, складывается ли картина, затем вновь подниматься на верхотуру исправлять ошибки. И так по кругу».
Ряды балконов стали стволами деревьев, окна средних этажей — мансардами, и даже на безликих торцах поселились счастливые квартиросъемщики. Впрочем, такие художества ценою в полтора миллиона евро не осчастливили многих соседей — мнения разделились.
Ангелика Бош, местная жительница: «Прежде у нас росли большие деревья, а их срубили, чтобы художники смогли деревья нарисовать. Это же дикость! Издалека может и красота, но
Эрнст Шумахер, председатель жилищного товарищества: «Да у нас многие раньше вообще стеснялись сказать, где живут, чтобы в ответ не услышать: „Ты в этой коробке?“. Теперь же людям не составит труда объяснить гостям: „Моя квартира возле фламинго. А я живу над аистиным гнездом“».
Не башни старинных замков, не черепичные крыши дворцов, не шпили церквей, а километры серых хрущевок — именно так для немцев, родившихся в ГДР, зачастую выглядит родина. Сомнительное наследство, с которым в Германии, как и в бывшем Советском Союзе, ума не приложат, что делать. Но для художников проекта Cite Creation, кажется, нет такого уродства, которое нельзя было бы превратить в шедевр зодческой мысли.
Опыт у художников имеется по всему миру: неблагополучные районы в родной для них Франции превращаются в средневековые городки, глухие стены домов в канадском Квебеке отныне притягивают миллионы туристов, музеем под открытым небом служит даже нефтезавод.
С недавних пор, начав с Москвы, художники раскрашивают и российскую действительность. Тут работы точно хватит надолго.