В Мурманске поисковиками удалось обнаружить останки двух расстрелянных красноармейцев. Помогла в этом фотография из немецкого архива, которая разошлась по всему миру.
Чтобы найти то самое место, историки и краеведы полностью повторили маршрут горнострелковой дивизии вермахта. Пройдя более 80 километров пути, группа наткнулась на место показательной казни. Корреспондент НТВ Николай Булкин побывал на безымянной высоте.
Местность они сверяют с немецким военным фоторепортажем: взятые в плен двое русских, допрос, оружие на изготовке и расстрел. Эти тяжелые кадры были известны, но найти по ним те самые камни в тундре среди миллионов других камней в сотнях километрах от Мурманска никто не пытался.
Павел Вайгин, поисковик: «Когда сюда поднимался, я, естественно, фотографировал все
Оказалось, 72 года расстрелянные так и лежали здесь. Найдены обрывки шинели, армейский ремень, кошелек и один медальон. Его владелец теперь — не пропавший без вести.
Поисковик: «Корольков Сергей Макарович, воинское звание — здесь написано хозвзвод».
На эти высоты в тундре за блицкригом — «быстрой победой» — в первые дни войны пришли немецкие егерские подразделения. Свидетельство боевых действий в заполярье — проржавевшие фортификационные сооружения в каменных глыбах, которые сделали немцы, захватив эти высоты. Сложный лабиринт тоннелей прорублен прямо в скале. Расчет явно был на то, что такие стены не возьмет ни один снаряд.
Приграничная военная территория в последние годы была закрыта, и лишь теперь здесь работают поисковики. Им помогли труды краеведа из Мурманска Дмитрия Дулича — он взялся за перевод немецких книг, где детально описаны эти сражения, и наткнулся на рассказ о полевом суде над двумя пленными.
Дмитрий Дулич, краевед: «Перейдя границу, они на высоте 122 потеряли в бою больше, чем весь батальон потерял за всею польскую кампанию. Это был шок определенный. И сама вот эта дальше процедура этой поимки двух бойцов, это была ответная реакция».
Небольшой информации о медальоне сегодня хватило, чтобы найти родственников Сергея Королькова. В Тверской области у него есть дочь, которой уже 73 года, и шестеро внуков. Останки погибшего передадут родственникам. Поисковики же, восстановив те события, решили их реконструировать. Но выстрелы звучат уже холостые и только в воздух — в память о погибших на этой высоте.