В Приморском крае полиция, егеря и волонтеры защищают самого малочисленного хищника дальневосточного леопарда. Этих кошек в России осталось всего около 50, и самое страшное, что жить они предпочитают неподалеку от человека.
Александр Худенко с тревогой смотрит вслед убегающим оленям. Не все из них вернутся с пастбища. За последний месяц из стада пропали 12 оленей — они стали добычей дальневосточного леопарда. Фермер хоть и несет убытки, но понимает: цель оправдывает средства. Ради сохранения популяции дикой кошки он готов мириться с опасным соседством. Чаще других в хозяйство наведывается самка София, недавно ставшая мамой.
Экологи, которые много лет борются за сохранение вида, пополнению в зверином семействе рады. Они предложили фермеру компенсацию за убитых оленей. Александр согласился и
В отличие от Александра, которому экологи каждый месяц выплачивают по 15 тысяч рублей, другие фермеры не готовы соблюдать условия «пакта о ненападении» на леопардов. Спасая домашний скот, они порой идут на крайние меры.
Напав на свою жертву, леопард почти всегда возвращается на место убийства, чтобы завершить трапезу. Некоторые фермеры этим пользуются и травят оставленные хищником туши. Вернувшись, дикая кошка обедает уже ядовитым мясом, после чего погибает. И ведь никто не докажет, что к смерти редкого животного причастен конкретный человек.
Основное место обитания редких дальневосточных хищников — национальный парк «Земля леопарда». У въезда на особо охраняемую территорию дежурят сотрудники ДПС. За соблюдением правил охоты следит и целый отряд инспекторов. Ежедневно они патрулируют лес на квадроциклах и задерживают нарушителей.
Евгений Стома, старший государственный инспектор по охране территории национального парка «Земля леопарда»: «Включая лампофары и освещая территорию, они высвечивают глаза и по этим глазам стреляют. И не факт, что эти глаза — косули, оленя или кабана. Может быть, это тот же дальневосточный леопард».
Под пристальным вниманием полицейских все населенные пункты. В одной из деревень едва ли не каждого жителя привлекали к ответственности за незаконное хранение оружия или браконьерство.
Местные жители хорошо знают: за убийство дикой кошки грозит тюрьма. В колонию могут отправить и за хранение шкуры дальневосточного леопарда.
Виктор Крот, старший участковый уполномоченный отдела уголовного розыска ОМВД РФ по Хасанскому району: «Очень жесткие санкции моментально от силовых структур. Если мы находим шкуру леопарда или останки, то моментально же ЧП местного масштаба! Начинается просто повальная тотальная война с браконьерами. Они это понимают. Стараются леопарда не убивать, ну, по ошибке, бывает, и убивают.
Встретить хищника на своем пути можно в любую минуту, поэтому каждый участник лесного обхода вооружен фальшфайером — эффективно и гуманно: взрыв и яркое пламя всего лишь отпугнут зверя.
Елена Салманова, заместитель директора ФГБУ «Земля леопарда»: «Так как земля в поскребе свежая и мокрая, мы уверены, что леопард был здесь недавно. Если он посетил это место один раз, значит, обязательно вернется. И нам нужно выбрать хорошее дерево, чтобы установить фотоловушку».
Фотоловушка реагирует на любое движение. Поэтому попасть в объектив может не только зверь, но и браконьер, что, конечно, на руку сотрудникам нового подразделения ГУВД — его создали в Приморском крае несколько месяцев назад для борьбы с незаконной охотой на животных, занесенных в Красную книгу. Полицейские уже провели несколько успешных операций. Увеличится ли после этого популяция дальневосточного леопарда, станет понятно зимой, когда ученые пересчитают исчезающих хищников.
Чуть ранее НТВ и НТВ.Ru показали репортажи из разных уголков нашей страны о том, как спасают от вымирания тигров и камышовых котов. Скоро на экраны выйдет документальный фильм корреспондента НТВ Алексея Поборцева о жизни полосатых хищников. Следите за анонсами в эфире и на НТВ.Ru.