Таинственная дама, взирающая с холста на посетителей музея Екатеринбурга, оказалась великой княгиней Анной Павловной, дочерью Павла I. К ней безуспешно сватался Наполеон, но она вышла за Виллема Оранского, будущего короля Нидерландов.
Искусствоведы Екатеринбурга разгадали тайну
Картина в запасниках Музея изобразительных искусств с прошлого века хранилась под названием «Портрет женщины», пока одна из сотрудниц не пригляделась к незнакомке внимательнее. Оказалось, на полотне младшая дочь российского императора Павла I, великая княгиня Анна Павловна, в замужестве ставшая королевой Нидерландов.
Сенсация в Екатеринбургском музее поставило под сомнение знаменитую русскую поговорку о том, что встречают по одежде. За 70 лет, что картина провела в хранилище, никто из искусствоведов ни разу не обратил внимание на горностаевую мантию, которая наброшена на женские плечи, а она, как известно, считалась королевской регалией.
Несметное количество рубинов и бриллиантов на украшениях тоже натолкнуло на мысль о том, что дама на картине непростых кровей. Копнуть глубже заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства решила, заметив на груди изображенный орден святой Екатерины. Восьмиконечную звезду в XIX веке носили только принцессы и дамы дворянского происхождения. За 200 лет существования знака им были награждены 310 человек.
Когда сопоставили десятки фотографий, догадка подтвердилась, хотя сделать это было непросто. В Интернете множество портретов Анны Павловны в юном и среднем возрасте, а вот в том, что она запечатлена на портрете (на полотне ей предположительно 61 год), нашелся лишь один снимок.
Русская принцесса переехала в Нидерланды, отказав Наполеону и выйдя замуж за наследного принца Вильгельма Оранского. Без имени на полотне, которое хранилось в уральском музее, знаменитая особа осталась неслучайно. Вернув королеве имя, сотрудники музея теперь подыскивают новое место для шедевра. Портрет одной из любимейших правительниц голландцев с русскими корнями из хранилищ переедет в экспозицию в главный зал.