Приморская забастовка. За что было местным паромщикам обидно: за себя, за причалы или за державу?
Нетривиальный по форме конфликт разгорелся в Приморье на минувшей неделе. Капитаны морских паромов заявили, что качество местных причалов никуда не годится, и рисковать своими судами, а также жизнями пассажиров, они более не намерены.
Какая буря поднялась, догадаться не сложно. Островитяне, еще вчера кряхтевшие на установленных под экстремальными углами сходнях, но привычным водным путем добиравшиеся до пунктов назначения, сочли себя заложниками
Сойдя на берег после морской экскурсии, японские туристы с интересом рассматривали столпотворение местных жителей в порту Владивостока. Гиды объяснили иностранцам: для этих людей зафрахтован тот же прогулочный теплоход, но с другой целью — им нужно вернуться домой или навестить родственников на прибрежных островах Попова и Рейнеке. Выбраться с материка они не могли три дня подряд. Официальный перевозчик, компания «Мортранс», неожиданно отказался выполнять регулярные рейсы на острова.
Татьяна Курило, пассажир: «Я не могу передать своей маме, которой 76 лет, продукты, потому что магазинов там нет».
Не предупредив пассажиров, капитаны «Мортранса» еще в понедельник поставили суда на прикол и объявили забастовку. Мэрии Владивостока, заказчику общественных морских перевозок, они предъявили ультиматум: паромы и катера не выйдут на линии до тех пор, пока власти не начнут ремонтировать ветхие причалы.
Бетонные конструкции крошатся, а ржавая арматура грозит пропороть корпус судна при жесткой швартовке в ветреную погоду. Причал на полуострове Песчаный, уверяют моряки, одинаково опасен и для катеров, и для пассажиров. Спускаясь с трапа, люди рискуют получить серьезную травму.
В мэрии претензии «Мортранса» назвали необоснованными, а срыв прибрежного сообщения — грубым нарушением договора. По мнению чиновников, разговоры об аварийном состоянии пирсов или их неудачной реконструкции преувеличены.
Роман Карманов, заместитель главы администрации Владивостока: «Удобство должен обеспечивать перевозчик по договору. Если ему не хватает ширины или высоты трапа, то компания „Мортранс“ должна сама изготовить удобный трап, так чтобы жителям было удобно с любого пирса подниматься на судно».
Чиновники утверждают, что им удалось вывести морского перевозчика на чистую воду. Уже в первый день забастовки руководство «Мортранса», озабоченное безопасностью пассажиров, якобы потребовало от властей увеличить бюджетные дотации. Сумму в 156 миллионов рублей в компании назвали недостаточной, чтобы компенсировать убытки.
Впрочем, финансовые разногласия между судовладельцем и заказчиком возникают уже не в первый раз. Однако денежный спор всегда заканчивался в пользу перевозчика в виде подписанного с мэрией договора. При отсутствии конкурентов иначе и быть не могло: даже несмотря на старый флот — одним только паромам уже лет 40, — «Мортранс» до последнего времени считался монополистом на рынке прибрежных сообщений.
Все подробности конфликта — в материале НТВ.