Волжские омуты: правда ли, что великая русская река при смерти? Каковы шансы спасти главную водную артерию страны?
День Волги — без пафоса и фанфар — отметила страна на минувшей неделе. По оптимистичным оценкам экологов, наша главная водная артерия только приближается к катастрофе. По пессимистичным, — «матушку» уже в пору похоронить.
Нам сейчас, казалось бы, навалиться, да спасти некогда великую реку, затрагивающую так или иначе интересы минимум трети населения России: вернула же Европа к жизни зачахший было Рейн! Но просто только кошки родятся, а мы, как убедился корреспондент НТВ Роман Соболь, легких путей не ищем.
Каждая пятая взрослая особь ротана, выловленная на Волге, имеет различные патологии.
Александр Минеев, старший научный сотрудник Института экологии Волжского бассейна: «Патология эритроцитов, нарушение тканей печени, мышечной ткани, опять же опухоли различные».
В научной монографии Александра целая фотогалерея
Лидия Бойкова, гидролог: «Я, как специалист, всегда чувствую себя немножко на похоронах нашей Волги. Потому что здесь — треть населения России. И когда то мы с гордостью говорили — великая русская река. Нет реки».
На берегах Волги сосредоточено до 20% всех промышленных предприятий страны, и около трети сельхозугодий. И кузница, и житница, и здравница — была
Геннадий Розенберг, директор Института экологии Волжского бассейна: «Волга сейчас уже не Волга, а каскад водохранилищ. Это уже не природный, а такой антропогенный объект. Потому что кончается одно водохранилище, начинается другое».
Волга — величайшая река Европы. Ресурс возобновляемый и — при разумном использовании — почти бесконечный: энергетика, транспорт, водоснабжение, туризм, рыбалка. Но если она станет сточной канавой, былое богатство превратится в большую проблему.
Подробнее — в материале НТВ.