В Германии сегодня вспоминают великого композитора с большой тенью. 200 лет назад родился Рихард Вагнер. Его личность до сих пор вызывает споры: одни боготворят музыкального реформатора, другие обвиняют его в национализме.
Крохотный рост, орлиный нос и болезненный взгляд самовлюбленного честолюбца. Едва ли бы это изваяние приглянулось ему самому. Для Германии Вагнер значит даже больше, чем для России Чайковский. Но первый за полвека памятник, который сегодня уже в натуральную величину откроют на его родине, отнюдь не дань восхищения перед гением.
Штефан Балкенхолл, скульптор: «Для меня было важно не делать из Вагнера героя. Я хотел показать
Но вот какую тень отбрасывает Рихард Вагнер на Германию — вопрос, разжигающий в ней до сих пор страсти не меньшие, чем в его операх. Для многих квинтэссенцией германского искусства и духа — его музыка. Возможно, самую величественную из них «Золото Рейна» в театре к этому юбилею поставил Ульф Ширер.
Он называет Вагнера сверхчеловеком и признает: даже дирижировать оперой композитора, перевернувшего в свое время все представления о музыке, заставившего певцов брать прежде не доступные регистры, писавшего произведения для четверного состава оркестра, и сегодня ни с чем не сравнимый физический труд.
Ульф Ширмер, дирижер: «Уже „Кольцо Нибелунгов“ своим масштабом говорит о личности автора. Где еще увидели оперный цикл длиной в 16 часов? А ведь изначально идеей Вагнера было построить специально для „Нибелунгов“ театр, который затем подлежал сожжению. Такое впечатляет».
Его называют самым немецким из всех композиторов. Его оперы в театрах Германии ставят чаще всяких других. Гениальность героя неоспорима. Но как быть с отнюдь не героической биографией, ведь даже в Лейпциге, на родине Рихарда Вагнера, до сих пор не решались открыть ни памятника, ни музея ему. Вечный спор: гордиться или стыдиться? Накануне Вагнеровского юбилея становится чуть ли не национальным вопросом.
Другие подробности из жизни великого композитора — в репортаже корреспондента НТВ Константина Гольденцвайга.