Государственный Русский музей представляет масштабную выставку декоративно-прикладного искусства.
В Корпусе Бенуа Русского музея представили ценные предметы искусства, имеющие практическое значение: выставка посвящена
Корреспондент НТВ Павел Рыжков расскажет о самых ярких экспонатах.
Для того чтобы публика впервые увидела этот роскошный камин, реставраторам пришлось собирать настоящий пазл.
Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Русского музея: «Эти пластинки делили пространство на фрагменты, а потом эти фрагменты собирались в единое целое. То же самое делали и мы. Естественно, мы собирали эти фрагменты. Непростое такое дело, но очень достойное».
Только соединив фрагменты майолики, реставраторы увидели овеянных в легендах райских птиц с головой девы. Михаил Врубель для мамонтовского особняка в Москве изобразил героев сказки о Микуле Селяниновиче, которую очень любили на рубеже XIX и XX веков. Огромный камин до сих пор никак не удавалось показать посетителям: у кураторов не было подходящего повода.
Масштабная выставка произведений искусства, имеющих еще и прикладное значение, объединяет самые разные коллекции. Вот, например, богатейшее собрание фарфорового авангарда. Художники произвели революцию не только в живописи, но даже в посуде.
Евгения Петрова, заместитель директора по научной работе Русского музея: «Они считают, что надо поменять все, в том числе и в бытовых предметах. Поэтому они начинают работать и в текстиле, и в фарфоре. И эта получашка, которую делает Малевич, близка к его архитектурным идеям».
Впрочем, иногда революционные символы и супрематическая роспись оказывались на сервизах с пропорциями, принятыми еще при царе.
После революции настолько быстро менялись вкусы и стили, что производство не успевало за идеями художников. Порой авангардная роспись делалась на так называемом «белье» — нерасписанном фарфоре, отлитым еще при старом режиме. На основании чаши можно рассмотреть даже производственную марку в виде монограммы императора Николая II — букву Н.
А часто самые новые идеи очень напоминали хорошо забытые старые. Например, революционные работница, рабочий и красноармеец похожи на античных граций. Хрупкий фарфор символизировал прочную идеологию. Некоторые художественные произведения служили порой образцами для будущего массового производства. Или оставались единичными шедеврами. Как недавнее приобретение — головинский жбан в виде петуха, подаренный музею, разбитый вдребезги.
Леонид Матвеев, старший научный сотрудник отдела
На этой выставке можно проследить эволюцию искусства в самый интересный, переломный период. В одном зале, например, столкнулись два разных стиля — модерна и