В уникальном подмосковном монастыре, где хранятся мощи Святого Ферапонта, со святынями соседствуют горы мусора и стаи помойных собак. Там же живут люди, которые достались приходу в довесок к архитектурному ансамблю. Их туалет стоит рядом со святыней, воду приходится таскать из колодца.
В подмосковном Можайске полтора десятка семей сегодня опять будут идти со своим уставом в чужой монастырь, причем, в буквальном смысле. Вот уже несколько десятилетий люди вынуждены ютиться в кельях Лужецкой Ферапонтовой обители. Приют, точнее, комнаты в этих стенах им предоставили еще в советские годы, тогда келейный корпус служил простым фабричным общежитием. После перестройки здание вернули церкви, причем, вместе с жильцами. Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев узнал, как себя чувствуют монастырские затворники.
Золотые купола Лужецкого Ферапонтова монастыря словно манят свернуть с дороги и увидеть святыни. Уникальная церковная архитектура, встретить которую можно только в Белозерской обители и в Московском Кремле, ведь возведен собор Рождества Богородицы в 1408 году сыном Дмитрия Донского.
То, что лики святых, исполненные мастерами школы Дионисия, дошли до нас, — чудо, как и то, что сохранился сам монастырь, единственный из 18, которые были в Можайске до революции. Исторические потрясения, происходившие в России, не миновали и его стен. Фашисты превратили его в лагерь для военнопленных, а после освобождения уже НКВД содержал тут подозреваемых в сотрудничестве с оккупантами.
Потом здесь была фабрика. И лишь в 1993 году монастырь вернули Русской православной церкви, но с довеском в виде нескольких семей в келейном корпусе. В древней монастырской стене памятника истории федерального значения уже давно проделан проем, за которым начинается совсем другая светская жизнь: вода в колодце, туалет, расположенный вблизи святыни. Так живут обитатели бывшего фабричного общежития.
Администрация Можайска на все запросы отвечает, что за последние годы в городе не построено ни одной квартиры, и вообще это памятник федерального значения, а значит и расселять должны власти рангом повыше.