Лучшие образцы декора XVI-XIX веков собраны на выставке в Эрмитаже. Экспонаты объединяет тема «Птицы вестники богов».
Более 100 экспонатов представлены на открывшейся сегодня выставке в Эрмитаже. Павлины, голуби, орлы и лебеди слетелись в Синюю спальню Зимнего дворца. Это предметы прикладного искусства, относящиеся к Позднему Ренессансу, барокко и ампиру.
Количество эрмитажных птиц и не сосчитать, их тысячи в скульптурах и затейливых механизмах. Кураторы ограничились образцами
Сюжет с участием птиц стар как мир. Вестники богов — так называли пернатых во все времена — легко перелетали из античности в эпоху Ренессанса. Тогда более распространенными стали аллегории и божества в виде лебедей, голубей и павлинов.
В XVI веке в блюде лиможский мастер показал сюжет из римской мифологии: Юнона с павлином. В XIX веке без павлина не обошлись самые точные швейцарские золотые часы с алмазами. Но особенно популярны райские кущи были в эпоху барокко. Тогда стаи птиц по традиции считали аллегориями воздуха и слуха. Такие сюжеты воплощались в фарфоре.
Материал и техника превращали предметный мир в настоящие грезы. В композиции из Мейсена, где главное — изысканные фигурки богов и цветов, задействован и другой символ — востребованный во всех эпохах орел.
Татьяна Косоурова, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа: «В этой колеснице виден орел в центре композиции и в то же время здесь присутствует Меркурий. Без орла совершенно невозможно. Орел — это символ власти».
О вестниках любви и богов — в репортаже корреспондента НТВ Павла Рыжкова.