В Салехарде на минувшей неделе царил небывалый ажиотаж: вчера отмечали День оленевода, а до этого принимали съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Тем временем споры о будущем малых народов не утихают.
Спорам, как быть народами Севера, тишина не грозит: есть и радикальный подход («что это они у нас на шее сидят, пусть
Ольга Мурашко, этнограф, профессор Института антропологии МГУ: «Меня всегда потрясало, когда я приезжала в поселок, в котором живет 300 или 500 человек, и там оказывалась пара своих художников, пара балетмейстеров, есть свой хор. Понимаете! Получается маленький космос».
Вообще, малочисленность — понятие относительное. Народ Павла Суляндзига, удэге, — всего 1800 человек, 4 национальных поселка. По сравнению с русскими — капля в море. Зато сами русские, по словам Павла, могут тоже назвать себя небольшим народом, если посмотреть на Китай.
Павел Суляндзига, представитель народа удэге: «Все народы на нашей планете, по отношению к китайцам, все малочисленные. Ну давайте посмотрим! 1,5 миллиарда и все остальные. Даже сто миллионов. Все равно мало. У меня, если говорить откровенно, есть сомнения, сможем ли мы сохраниться. Но у моего народа, как и у любого другого народа, есть шанс!»
Пока весь север и малые народы Сибири и Дальнего Востока держатся за счет поддержки местных властей. На Ямале отдают на нужды коренных почти половину бюджета округа. Молодой губернатор уверен, что таким образом местные власти обеспечивают сохранение обычаев и культуры. Дальше все зависит от самих аборигенов: либо в город, либо в тундру. Главное, чтобы не стали иждивенцами.
В советское время проблемами коренных жителей Севера занимался специальный орган — Госкомсевер. Сейчас —
Подробнее о жизни малых народов — в репортаже корреспондента НТВ Сергея Холошевского.