Гигантскую промышленную конструкцию в немецком Оберхаузене превратили в произведение искусства с помощью 20 тыс. квадратных метров ткани.
В Германии появился новый
Сто с лишним метров в высоту и 70 в диаметре — огромный газгольдер стоит посреди огромной промзоны в германском Оберхаузене. Уже семь лет он является памятником немецкой индустрии и изобретательности. Но теперь мрачные своды газохранилища опутаны и окутаны пятитонной белоснежной упаковкой. Автор первым ныряет внутрь своего творения.
Кристо, художник: «Надеюсь, что каждый, кто побывает здесь, испытает эстетическое удовольствие, а уж как вы истолкуете мое произведение, ваше личное дело. Пусть у каждого будут свои трактовки».
Такое не только истолковать, но и снять непросто. Как ни ложись, камере не передать космического ощущения от слепящей белизны и воздушного объема. Болгарскому художнику Кристо этот мираж привиделся два года назад. После оставалось лишь воплотить его в ткань.
Вольфганг Фольц, руководитель проекта: «Главным техническим вопросом было — как натянуть эту материю, чтобы конструкция газгольдера могла ее выдержать, ведь это пять с лишним тонн нагрузки. Нужно было распределить ее между основанием, стенами и крышей. Мы задействовали мощные насосы, создавшие внутри воздушное давление в 30 паскалей».
Тому, что «наплел» Кристо на этот раз, названия нет и в немецком. Эту гигантскую оболочку в чреве старинного газгольдера именуют просто «скульптурой». На нее потрачено 20 тыс. квадратных метров материи и 4,5 километра бечевок. В итоге для одних — уникальное произведение искусства, для других — типичная профанация, и этим спорам уже полвека.
Работы Кристо видел буквально весь мир, за его современным искусством ни к чему ходить в галереи. Художника порой видно даже из космоса — он зачехлял острова в океане, мосты в центре Парижа и памятники в Милане. Его матерчатый забор тянулся сквозь всю Калифорнию, он усеивал Японию дождем из пляжных зонтиков.
Всюду были многолетние согласования, суды, восторги и недоумения. В Германии Кристо помнят прекрасно: в
Кристина Фогт, директор Галереи Оберхаузена, доктор искусствоведения: «Люди попросту очарованы тем, что делает Кристо. Я сама себя помню, когда студенткой оказалась в
Даже у самых маститых экспертов научные доводы уступают эмоциям.
Кристо: Все мое творчество — о радости и красоте, и все, что в изобразительном искусстве есть — форма, пропорции, цвет, движение, — все здесь, вы только голову поднимите.