Уго Чавеса отпевали молитвами и революционными гимнами. Этот набор логичен для человека, зачислявшего Христа в революционеры, а Иуду в капиталисты.
Сегодня власти Венесуэлы окончательно решили, что не будут бальзамировать тело Уго Чавеса. Министр информации, сославшись на выписанных из России спецов, пояснил, что время для этого уже упущено. Как поступят с покойным дальше, чиновник не уточнил. Известно лишь, что в качестве временного пристанища Чавеса выбран столичный музей Революции.
Туда гроб с телом политика перевезли накануне. Траурная процессия насквозь пересекла весь город. Своими глазами за ней наблюдали сотни тысяч человек, а венесуэльское телевидение для всех остальных вела
Как передает корреспондент Алина Репина, Уго Чавеса отпевали попеременно молитвами и революционными гимнами. В отличие от прошлой церемонии прощания, на которой по Чавесу на месте скорбели десятки иностранных делегаций, эта — очевидно — только для своих. Чужеземец один, да и тот практически свой — давний товарищ Чавеса, строитель боливийского социализма Эво Моралес. В зале — партийная верхушка и родственники усопшего: мать, брат и дети.
Мария Габриэлла Чавес, дочь Уго Чавеса: «Лети, лети, свободный исполин, лети высоко и глубоко с ветрами ураганными, мы заботимся о твоем отечестве и защищаем твое наследие. Ты никогда не покинешь нас, твое пламя в наших руках, Уго Чавес, моя любовь!»
Вступительные речи позади, и вот звучит гимн. В небе над зданием проносятся истребители, и шесть военных в гусарской форме времен освободительной войны против Испании выносят гроб на площадь.
До пункта назначения — почти 20 км. Через мосты и переезды, по трущобам и промзонам. К середины пути катафалк уже полностью засыпан цветами. На обочинах — сотни тысяч людей.
Кармен Тереза Диаз: «Это моя боль, боль всех людей. Мне кажется, я буду оплакивать его вечно».
Посмертный путь Уго Чавеса частично повторяет прижизненный. Венесуэльскую военную академию, откуда стартовала процессия, Чавес закончил в
Монументальное здание в самом известном трущобном районе Каракаса — Барио 23 января, названного так в честь январского восстания против хунты 1958 года — снизу до верху покрыто граффити. Портреты Чавеса в ряд с Че Геварой и Сталиным. По приезду первым выступает брат почившего президента Адам.
Адам, брат Уго Чавеса: «Живи вечно, Чавес, черт тебя побери».
Уго Рафаэля Чавеса Фриаса кладут в саркофаг, который стоит на постаменте в форме цветка посредине большого круглого водоема. На черном мраморе — имя команданте и годы жизни. Крышка закрывается, и слово берет тот, кого Чавес за три месяца до смерти назвал своим преемником.
Николас Мадуро, временно исполняющий обязанности президента Венесуэлы: «Покойся с миром. Миссия выполнена, команданте. Выполнена широко и полностью, через боль и страдания, даже болезнь его не остановила. И никто не сможет остановит наш народ. Сейчас выполнение миссии — за нами».
Но покоиться с миром Чавесу пока не суждено. Музей Революции — не последнее его пристанище. Как только церемония завершилась, министр информации сообщил, что бальзамировать команданте не будут — спохватились, мол, поздно. Эксперты, впрочем, назвали причину надуманной. После смерти Чавеса, по официальным данным, прошло 11 дней, и для современных бальзаминаторов такой срок не критичен.
Как бы то ни было, где и когда похоронят Чавеса, не решено. Пока же гроб будет оставаться в Музее революции. Проститься с усопшим можно будет по субботам с 9 до 16 часов. Так что Чавес