Воркутинская трагедия. Что привело к взрыву и гибели горняков? От чего шахтерский город до сих пор в шоке?
Роковая смена. В Коми на минувшей неделе пытались понять причины трагедии на шахте «Воркутинская». Жертвами аварии там стали 19 человек. В качестве основной версии следствие рассматривает человеческий фактор. Но не исключено также, что к гибели горняков могли привести неисправность специальной аппаратуры или нарушение техники безопасности при проведении соответствующих подземных работ.
Кроме прочего, стало известно, что собственник предприятия уже выплатил семьям погибших большую часть финансовой помощи: в конечном итоге она должна составить 42 миллиона рублей. Корреспондент НТВ Роман Соболь — из города, который до сих пор в шоке.
Как это бывало и прежде, с погибшими шахтерами прощались в спорткомплексе «Олимп». Центр города, рядом здание мэрии, напротив — головной офис компании «Воркутауголь». В переулке уже ждут «шахтерские катафалки» — тяжелые грузовики. На лобовых стеклах фотографии с черным уголком. Люди несут цветы.
11 февраля в 10 часов утра диспетчеры шахты «Воркутинская» зафиксировали сбой в системе газоанализаторов. Но тогда еще никто не знал, что произошло на глубине 800 метров. Лишь через 20 минут один из выживших горняков добрался до линии связи и сказал: был взрыв. Под землей находились 260 человек, ближе всех к месту аварии работала ремонтная смена. Взрыв, предположительно, произошел на стыке двух тоннелей, у конвейера.
Взрывная волна, зажатая в тоннеле, прошла больше полукилометра и убила 18 человек. Выжили двое — наверху. Они спустились к товарищам и пытались помочь раненому Геннадию Нестеренко. В пятницу он умер в больнице от ожогов.
По оценке следователей, взрыв был не самым мощным — даже своды шахты не обрушились. В эпицентре, у конвейера, хорошая вентиляция, работы по вскрытию породы давно не ведутся, а значит, выбросы метана исключены.
Можно предположить, что летучий газ просочился
Виктор Богино пережил две аварии. Последнюю — в
Виктор Богино, бывший шахтер: «Делаю вдох, и после первого вдоха такое ощущение, что вдохнул песка. Я делаю второй вдох — эффект тот же. Я начинаю догадываться, смотрю в глазок интерферометра, и вижу там белую шкалу».
Это значит, что концентрация метана больше всех мыслимых норм. Одна искра — и взрыв. По сигналу Виктора шахтеров отвели с опасного участка, но от начальства он получил нагоняй за срыв работы.
Велика вероятность, что нынешнюю катастрофу признают следствием неких природных явлений. Горное дело было и будет рискованным, и ужесточение требований безопасности всех проблем не решит. Говорят, в Советском Союзе и в США велись глобальные исследования, как вовсе убрать рудничные газы из горных выработок. У нас программу свернули, американцы пошли дальше, и у них аварии на шахтах — большая редкость.
Подробности — в репортаже.