Гостям Берлинале покажут драму «Уроки гармонии», которая изменит представления европейцев о Казахстане. Если раньше на Западе мнение об этой республике формировал комический персонаж Борат, то теперь немцы увидят казахский вариант советского «Чучела».
В немецкой столице высадился настоящий десант из постсоветских республик. В программе Берлинале представлены картины молодых режиссеров из Казахстана, Грузии, Украины, Прибалтики и, естественно, из России. Как выяснил корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, зрителям уже показали «Долгую счастливую жизнь» Бориса Хлебникова. Это единственная русская картина, претендующая на «Золотого медведя».
Когда в Берлине уже приземлились звезды вроде Джуда Лоу, Катрин Денёв и Стивена Содерберга, их соперник по главному конкурсу прилетел из Казахстана. Речь идет о
Тимур волею случая получил ведущую роль в драме «Уроки гармонии». Картина рассказывает о подростке, отчасти таком же, как он — забитом, затравленном сверстниками и окруженном насилием. Это казахская вариация на тему советского «Чучела», а тут, в Берлине, сверкают лучи софитов, мимо проходит Джейн Фонда. Юный актер признался, что именно здесь он понял, что такое счастье.
Счастье испытывают в эти дни и в других постсоветских республиках. Наряду с Казахстаном, о котором ведь прежде язвили, будто один там киногерой — Борат, на этом Берлинале впервые открываются миру молодые грузинские, украинские, прибалтийские авторы. Традиции советских киношкол, возрождаемые на европейские деньги. Ну, а как же Россия?
Александр Роднянский, кинопродюсер: «Россия в этом году представлена прекрасно. Я даже не припоминаю давно фестиваля, где бы российское присутствие было столь внушительным».
Для Берлинале, где так любят за бокалом шампанского посокрушаться о бедах дальних уголков мира, Россия — бесперебойный поставщик. Даже у размещенной в детской программе
Сергей Сельянов, кинопродюсер: «Кстати, дочку играла та самая девочка, которая вдохновила режиссера на придумывание этого фильма. То есть это реальная девочка, которая со своей мамой была примерно в такой ситуации».
Непридуманные истории: разруха и
Светлана Баскова, кинорежиссер: «Мы так часто показываем на
Загадкой это остается и для Бориса Хлебникова, автора «Долгой счастливой жизни», единственной российской ленты, включенной в основной конкурс. Там, на русском севере, где снимали фильм, виделось им, будто ведут они хронику обреченного российского села. Но отсюда, на расстоянии, признается теперь режиссер, кажется, будто это вообще о родине.
В двух экранных часах да в переводе субтитрами всех постсоветских реалий далекой от них берлинской публике, конечно, не растолкуешь. Хотя, возможно, для того и нужны красные дорожки, пышные премьеры и внимание прессы за рубежом, чтобы эти не всегда приятные кинопризнания о России услышали, наконец, и в ней самой.