О России в Давосе сегодня говорят весь день. Эксперты разработали три возможных сценария развития нашей страны, и все они не слишком оптимистичны. Но экономическая роль России рассматривается западными финансистами, как одна из ключевых.
Отличительная черта нынешнего Давоса — это отсутствие как таковой пленарной сессии открытия форума. Сегодня уже в девять утра по местному времени параллельно стартовали сразу семь заседаний, посвященных широкому спектру тем: от экономики Китая и глобальной энергетики до безопасности в мире и человеческого капитала.
О разных сценариях развития российской экономики гости форума узнавали от экспертов, среди которых были и Герман Греф и Алексей Кудрин.
Алексей Кудрин, бывший министр финансов: «Тот сценарий, который я должен представить, условно назван „хрупкая стабильность“. Он самый, наверное, негативный, и мне отведена такая роль неблагодарная. Но я думаю, что при некоторых обстоятельствах он может быть действительно, к сожалению, реальным. У этого сценария в условиях содержатся низкие темпы роста в мире в ближайшие десятилетия, это снижение спроса на нефть и снижение цен на нефть».
Участникам форума предложили даже проголосовать. Главной проблемой эксперты назвали государственное управление в России. И только затем на сцене появился Дмитрий Медведев, который выступил с официальной позицией российского руководства.
Дмитрий Медведев, председатель правительства РФ: «Нас, кстати, все время спрашивают, а что вообще мы будем делать без обилия нефтедолларов. Рухнет ли российская экономика, а вслед за ней может быть и Россия? Конечно, не рухнет. Да, зависимость нашей экономики от сырьевого экспорта велика. Но она сильно преувеличена, уже сегодня сильно преувеличена. Большая часть роста в последние годы обеспечивается не столько за счет нефтегазовых доходов, сколько за счет увеличения производства потребительских товаров и услуг. А в перспективе наша политика должна привести к значительному расширению экспорта продовольствия, а мы — крупнейшая потенциально аграрная держава в мире, и интеллектуальных услуг».
То есть правительство предложило четвертый сценарий, для реализации которого потребуется, правда, немало и инициативы, и политической воли.
Как Россия рассматривается западными финансистами, узнал обозреватель НТВ Вадим Глускер.