В Дрездене проходит выставка, посвященная Сталинградской битве. К 70-летию великого сражения в Германии решили показать, как видели его немецкие солдаты.
В Германии впервые решились пристально взглянуть на Сталинградскую битву — и показать ее. В дрезденском музее Бундесвера открылась выставка, посвященная одному из главных и самых тяжелых сражений Второй мировой.
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг — о том, как сейчас видят Сталинград немецкие историки и как 70 лет назад видели немецкие солдаты.
Весь ужас Сталинградской битвы, лишившей жизни с обеих сторон свыше двух миллионов человек, едва ли смогут передать
Для российского зрителя интересно, какими глазами глядели на самую страшную битву Второй мировой немецкие солдаты, окруженные в сталинградском котле. Один из таких взглядов — легендарный рисунок военного врача Курта Ройбера, написанный им на обороте советской географической карты. Это изображение Богоматери, которую накануне нового 1943 года молил о спасении жизни медик и бывший священник. Сегодня этот рисунок — освященная икона, оригинал которой висит в церкви Берлина, а копия — в Волгограде.
Бернд Вегнер, профессор истории Академии Бундесвера: «Сталинград, пожалуй, единственная битва Второй мировой, при упоминании которой и сегодня вздрогнет всякий немец. И реакция будет однозначной: это сражение для нас — символ безумия войны, ее бессмысленности».
Устроители выставки в Дрездене не пытаются обелить ни Вермахт, ни его солдат — скорее, показать их повседневную жизнь под Сталинградом. Лето
Но это — безбедное лето 1942 года, а затем пришла зима. Вероятно, главное для немецких ветеранов воспоминание о ней — одна из множества солдатских ног, ампутированных
Йенс Венер, куратор выставки: «А это, видите, щепотка травы из русской степи. Запах, писали солдаты, очень сильный, но не то, чтоб неприятный. Иные вкладывали ее в свои письма, чтобы родные в Германии смогли почуять, чем пахнет Сталинград».
Предбоевые будни жителей Сталинграда, от которого вскоре, как и от Дрездена, не останется ничего, здесь тоже переданы с щемящей точностью. Например, выставлена старенькая пластинка с песней «Зимняя дорога» на стихи Пушкина. Семья, которой она принадлежала, перед эвакуацией спрятала грампластинку от немцев, закопав ее в земле, чтобы вернувшись в разрушенный город, вновь услышать любимые строки.
Рядом — личные вещи генералов Паулюса и Гелена. Оба сражались под Сталинградом, но как раз
Йенс Венер: «То, что Сталинградская битва определила исход всей войны, — для современных историков Германии скорее миф, ковавшийся пропагандой во время и после войны. Эта битва, безусловно, важна, но не так, например, как сражение под Москвой».
Алексей Васин, директор
Но как бы ни оценивать военное значение Сталинграда, выставку о нем в Дрездене в любом случае не назовешь военной. И сам современный Музей Бундесвера, перестроенный в прошлом году на месте прусского гарнизона до неузнаваемости, в его нынешнем виде скорее покажется антимилитаристским. Не о былых поражениях и победах, а о чувстве вины — и о ранах, буквально вклинившихся в память.