Посреди прибайкальской степи поставили огромный тотем в виде бронзового орла с колокольчиками. Местные шаманы считают этих птиц высшими созданиями и даже сами перевоплощаются в пернатых.
Над степями Прибайкалья разносится звон колокольчиков — мелодичный звук издает недавно поставленный памятнику орлу. По местным поверьям, хищная птица считается символом небесных сил и покровителем коренного населения. В тени бронзовых крыльев постоял корреспондент НТВ Антон Артемьев.
Исполинский орел посреди Тажеранской степи в Иркутской области даже не памятник, а тотем Прибайкальского края. Появление девятиметровой стелы местные жители расценивают как хороший знак, который позволит задобрить духов местности и дать процветание жителям этой территории, Коренное население, буряты, согласно легендам, иногда называют себя потомками орла. Местные шаманы издавна рассматривают обитающих на Байкале хищных птиц одними из высших представителей животного мира, олицетворяющих небесную силу.
Валентин Хагдаев, шаман: «Укрепляли наш дух, разум и тело. Всегда помогали в жизни, в делах, на работе, во всем».
Инициатива памятника царю шаманов принадлежит главе Ольхонского района. Посовещавшись с художниками, мэр попросил их создать макет монумента, а после обратился к частным инвесторам, которые помогли воплотить замысел в бронзе.
Сергей Копылов, мэр Ольхонского района Иркутской области: «И очень приятно, что эта мысль, которая родилась год назад практически, получила понимание у тех людей, к которым я обратился, и они поддержали. Это внебюджетные средства. Проект реализован в течение года».
На Байкале обитает несколько видов орлов, популяция которых в последние годы резко сократилась
По костюму XIX века, который хранится в Иркутском краеведческом музее, хорошо видно, что шаманы украшали свои одеяния, дабы походить на животных и птиц. Своего рода спецодежда для прохода в Нижний и Верхний миры. Изучая старый эвенкийский шаманский костюм, специалисты даже обнаружили на нем изображение двуглавого орла. Пока неясно, как российский геральдический символ стал олицетворением высших сил коренной народности Восточной Сибири.
Создавая экипировку для ритуалов, духовные проводники обязательно пришивали элементы, имитирующие скелет орлов, а также оперение их крыльев. Даже сейчас некоторые шаманы из отдаленных уголков применяют в своих костюмах эти технологии. Также в головных уборах используют перья, в точности как индейцы, и называют себя воплощением той или иной птицы.
Все работы по оформлению крупнейшего в этих местах тотема закончатся летом, но уже сейчас у памятника делают подношение духам. Само строительство сопровождается шаманскими обрядами. Все направлено на то, чтобы вызывать у оказавшихся возле монумента благоговение. Проектировщики тотема позаботились и о звуковом сопровождении.