К выпуску настоящей газеты приступили в психиатрической больнице на Арсенальной улице в Петербурге. Здесь лечат тех, кто совершал преступления и чью невменяемость признал суд. Пилотный выпуск «Шизовестника» создан пациентами и врачами. Они же пока являются основными читателями издания. Однако в ближайшем будущем, надеются авторы, газета будет распространяться и за пределами клиники.
Корреспондент НТВ Катерина Правдина побывала в редакции.
Арт-центр психиатрической больницы специализированного типа еще и ньюсрум ежеквартальной газеты. Раньше ее авторами становились только пациенты 12-го реабилитационного отделения. И распространялось это издание исключительно в учреждении. Теперь к творчеству допущены все желающие (по согласованию с врачами, конечно). Тиражировать «СЦХ-вестник» (в переводе с латыни «Шизовестник») тоже намерены повсеместно за пределами стационара.
Александр Колесник, психотерапевт Санкт-Петербургской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением: «Это может быть и статьей в вестнике — что такое ясность для героя. Важно придти человеку от осознания растерянности и потерянности через свои жизненные коллизии к ясности».
Ясность сознания они пытаются выразить при помощи акварели. Эти работы — материал для следующего номера газеты. Пригодятся зарисовки и в будущем спектакле. Здесь на стенах уже достойная коллекция декораций. Чтобы уловить настрой некоторых авторов, не обязательно быть специалистом. Хотя последние в творческом процессе с радостью замечают перемены.
Роман, пациент Санкт-Петербургской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением: «Когда человек в себе он не видит обычнее краски, которые есть у нас на Земле. Он понимает, что ясность приходит именно после болезни».
Евгений, пациент Санкт-Петербургской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением: «Как таковая ясность еще не наступила, но уже рассвело. Можно заметить здесь Луну, звезды как напоминание о том, что ночь еще не кончилась».
Чувствовать перемены в себе, осознавать их и главное не бояться говорить. На страницах издания это может быть даже проще, чем с психологом. В пилотном выпуске у Андрея вышел рассказ о сошедшем с ума и попавшем в больницу Ное. Играя словами, автор ставит библейскому персонажу диагноз «Пара-Нойя». Ко второму номеру Андрей написал сказку, где есть маковое поле, алкогольная река и чувство страха и злости.
Андрей, пациент Санкт-Петербургской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением: «Это история моей жизни, о том, как я (главный герой) попадаю в страну безумия и мне надо как-то из нее выйти. Изначально в детстве я хотел спасти мир, а потом начал его ненавидеть и разрушать, потому что не понимал себя».
Редколлегия газеты вообще не сформирована. Репортерский коллектив и служба технической поддержки — только частично. Аким, по прогнозам, займет кресло веб-редактора — обладает компьютерными навыками. Но, начав работу, уже не исключает, что тоже будет писать, борясь с собственной замкнутостью.
Аким, пациент Санкт-Петербургской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением: «Я сам человек, не особо всем доверяющий и открывающий. Но здесь я доверяю абсолютно всем и могу пообщаться с людьми, высказаться».
Художники, они же — репортеры. На отделениях занимаются сбором информации, которую потом выносят на редколлегию. Освещать все темы бесконтрольно все-таки не совсем этично. Журналисты здесь работают еще и методистами, продвигая арт-терапию на этажах.
С творчеством Михаила соседи по палате знакомы. Но особого любопытства не проявляют. Не прибавляет интереса и авторская аннотация к полотнам. Зато в арт-кабинетах на отделениях собираются истинные ценители. Тут и поклонники, и критики, и потенциальные журналисты.
Еще здесь создают мультфильмы. Автор анимации «Божий суд» Владимир кропотливо и сосредоточено выводит на бумаге сюжетные линии героев, снабжая кадры комментариями. На случай, если картинка кому-то покажется недостаточно выразительной. Он тоже изменил цветовую гамму, с тех пор как оформил первый лист из этой пачки эскизов.
Диана Лифанова, клинический психолог Санкт-Петербургской психиатрической больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением: «Часто бывает, что пациент начинает с депрессивных работ, с работ, которые выражают его пессимистичный, упаднический взгляд, негативный опыт. И потом через какое-то время видно, как меняются цвета, композиции. Это огромный пласт внутренней жизни».
Поэты не стремятся пока тиражировать свое творчество. И вообще относятся, скорее, к непубличным авторам. Но высшая редколлегия не торопит. Вдохновение, как и избавление от недуга, журналистским версткам не подвластно.
Творчество, попадаемое на страницы газеты или на DVD-диски, как путь в свободный мир, к которому каждый здесь стремится осознанно или подсознательно. Здесь, конечно, никому не дают конкретных сроков (они у всех свои), нНо знают: эти волшебные краски акварели точно делают тяжелую дорогу к выходу быстрее.