За два века существования фотографии редактирование кадров стало делом обычным. В конце XIX начале XX веков мошенники на этом наживались, а подвалы Лубянки при помощи ретуши скрывали страшные тайны.
В
Подделывать фотографии начали практически сразу, как только их изобрели. Правда, правка первых лет выглядит совершенно невинной. В 1846 году фотографу, снимавшему
Более поздние образцы — это уже попытка художественного осмысления реальности. В конце XIX века фотографию рассматривали как искусство, которое готово поспорить с живописью. Тогда появились настоящие фотополотна.
Малознакомую с фотоделом публику легко можно было обмануть. Научившись накладывать одно изображение на другое, американский фотограф Мамлер дурил народ снимками с душами погибших близких. Успех был ошеломительный, пока этими карточками не заинтересовалась полиция. В итоге Мамлер сел в тюрьму.
Ниа Файнмен, куратор выставки: «Фотографы подделывали свои снимки с разными целями, как правило, чтобы кадр выглядел лучше. Ты можешь сделать все, даже то, чего не было в реальности. По мере ее развития фотографии подделки становились все изощреннее».
В XX веке ретуширование фотографий стало почти нормой. Взять, например, знаменитый снимок Ленина и Сталина в Горках в 1922 году. Ленин только перенес инсульт и написал знаменитое письмо съезду о том, что Коба рвется к власти. Но на фото, которое попало в газеты, они словно лучшие друзья.
Ниа Файнмен: «Эта фотография была тщательно отредактирована так, чтобы Сталин выглядел крупнее, чем на самом деле. Его усохшую руку нарисовали здоровой, испорченное оспой лицо отретушировали. Ленина же сделали поменьше, чтобы он выглядел слабым и более болезненным. Словно он охотно передает власть более сильному, хотя на самом деле Ленин всячески был против этого».
Во время сталинских чисток в
Выставка останавливается на
От художественного искажения реальности до прямого обмана почтенной публики и манипуляции общественным мнением. За почти 200 лет цели обработки фотографий совершенно не изменились, несмотря на все технические новшества.