Пока эксперты спорят, писал ли да Винчи молодую «Мону Лизу», творения великих мастеров обнаруживаются в самых неожиданных местах. В России на блошином рынке можно купить Карла Брюллова, а в США за 7 долларов продадут Ренуара с пластиковой коровой в придачу.
Миру представили еще одну версию «Моны Лизы». Споры об авторстве Леонардо да Винчи продолжаются, а бум вокруг возвращения шедевров идет по нарастающей. В США на аукцион выставляют свеженайденного Ренуара, а в Британии изучают обретённое полотно Тернера.
Сколько еще бродит по миру забытых артефактов? Стоит ли выбрасывать рухлядь с пыльного чердака? Как понять, представляет ли вещь
Эту слегка улыбчивую даму знает каждый школьник: она всегда смотрит именно на вас с обложек учебников и альбомов об искусстве. В Лувре к ней стоят двадцатиметровые очереди. Но теперь в Женеве вдруг объявляют: у самой популярной картины мира есть то ли двойник, то ли конкурентка.
Вторая на вид моложе — утверждается, что это портреты одной женщины с разницей в десять лет. Юная «Мона Лиза» известна уже сто лет как «Айзелуортская» — по названию квартала, где жил прежний владелец. Доказательства того, что обе картины написал Леонардо да Винчи, изучил корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.
Итог тридцатилетних изысканий историков, искусствоведов, научных лабораторий едва поместился в один увесистый том. В нем — химические экспертизы, анализ красок и даже поиск отпечатков пальцев на холсте. Многое из того, на что специально созданный фонд «Моны Лизы», потратил более миллиона евро, ещё двадцать лет назад было технически невозможно.
Стэнли Фельдман, искусствовед, член фонда «Моны Лизы»: «Мы использовали современные технологии, которых пять столетий назад не было. С помощью компьютера удалось установить: пропорции, несмотря на разные размеры портретов, в точности соблюдены. Идентичны и многие фрагменты, начиная с лица и заканчивая руками. Кто мог так точно все изобразить, если не один и тот же художник? И этот художник — Леонардо».
Другой ключевой аргумент — рисунок Рафаэля, созданный им после посещения да Винчи, но до появления классической «Моны Лизы». По мнению экспертов, вдохновлялся Рафаэль в гостях у Леонардо именно молодой Джокондой, написанной десятью годами раньше. Подтверждают версию и результаты компьютерного анализа: модель старения женского лица лишний раз должна доказать, что ровно так «Мона Лиза» выглядела в молодости.
Но чем активней доказывают свою правоту сторонники теории, тем с большим скепсисом на юную Джоконду взирает прочий экспертный мир. Так, общеизвестно, что Леонардо почти всегда писал на досках, а эта картина создана на холсте. В самом Лувре, где с XVIII века хранится классическая Джоконда, уже назвали «Айзелуортскую Мону Лизу» самозванкой.
Если эксперты не могут разобраться даже с самым знаменитым живописным творением, то как быть с тысячами артефактов с блошиных рынков? Там и сами продавцы часто не представляют, чем торгуют. Недавно на развале в Измайлово
Марина Смирнова, основатель проекта «Блошиный рынок»: «Решила взять то, что оставалось на развалах в Измайлово. Но продавец сказал, что пришел эксперт, определил, что это Карл Брюллов, и, конечно, вся эта коллекция оказалась в его распоряжении».
Львиная доля запылившегося искусства появляется не рынке, а на мусорной свалке. Московская пенсионерка обнаружила за шкафом картину ,которую чудом не выкинули при переездах. Эксперты оценили лак, красочный слои, даже просветили полотно ультрафиолетом. Выяснилось, что это вовсе не безвестный автор.
Эксперт: «Это, насколько я понимаю, польский художник Владислав Рудковский. Его творчество в первую очередь связано с Польшой».
Внизу нашлась подпись автора и дата: 1903 год, Киев. Недавно другую картину художника продали за 2400 евро, найденная принесет пенсионерке примерно такую же сумму.
Вместо работы не слишком дорогого польского мастера за шкафом могло оказаться и полотно великого Ренуара. Такой случай произошел в американском штате Вирджиния, подробности чудесной находки выяснил корреспондент НТВ Алексей Веселовский.
На обычном блошином рынке американка за 7 долларов купила пластиковую корову, старую куклу и картину. Причем полотно она приобрела только
Анна Кранер, эксперт аукционного дома: «Она принесла ее в пластиковом пакете, и когда мы ее достали, сразу стало понятно, что она настоящая. Цвета, эти быстрые мазки кисти, это то, что характерно для работ Ренуара».
Следы картины потерялись в 1926 году, когда она была продана одной парижской галереей заезжему американскому юристу. Сейчас полотно оценили в сто тысяч долларов и в ближайшие дни его выставят на аукцион.
В России, где традиции коллекционирования долго выжигали как буржуазные, а любить положено было только соцреализм, мысли о цене вопроса всегда звучат ярче, чем в Европе. У нас пока не приучились думать о кладах на антресолях не как о средстве получения капитала.
Марина Гасич, основатель Галереи современного искусства: «Какое счастье — порыться в этих старых вещах, может быть, открыть
Ценность искусства не обязательно измерять в миллионах долларов.