Сколько в России скотомогильников, кто за них в ответе и какими опасностями они грозят? Как тушили вспышку заразы на Алтае и где еще притаилось зло?
На Алтае недавно напомнила о себе страшная зараза — сибирская язва, один человек скончался, пятеро заболели. Медики на минувшей неделе заверили: новых случаев не зарегистрировано, ситуация под контролем. Однако сама по себе вспышка — сигнал крайней тревожный. Ведь, как выясняется, только учтенных сибиреязвенных могильников на территории страны десятки тысяч. А сколько еще не учтенных и в каком они состоянии на сегодняшний день? Алексей Поборцев выяснил, где еще притаилось зло.
Жители двух сел в Алтайском крае успели забыть о смертельной болезни, вспышка которой произошла здесь в далеком
Геннадий Онищенко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: «Особенность сибирской язвы заключается в том, что она может сотню лет находиться в почве, и ничего с ней не будет, а когда, допустим, корова или другое животное поедает ее вместе с травой и она попадает в организм раскрывается спора сибирской язвы».
Уничтожить споры крайне сложно даже современными антибактериальными средствами. По словам главного санитарного врача России, никто из заболевших зараженное мясо не ел — достаточно было дотронуться до больных животных.
Со времен советской власти скотомогильники были секретом государственной важности. Где какая зараза у нас зарыта знать полагалось лишь узкому кругу специалистов. Про то, что в алтайских поселках Дружба и Марушка нужно было обязательно прививать скот от сибирской язвы, местные фермеры могли и не знать.
О сибирской язве не знали и строители, когда возводили детский сад в городе Дзержинске — прямо на скотомогильнике. Когда детский сад строили, местный здравоохранительный начальник должен был сказать, что нельзя — вот, могильник. Это была беда советской власти — игра в секретность. Даже низшие уровни санитарной службы не знали этого важного секрета. Секретность еще и потому, что не все могильники появились
Советские микробиологи в погонах смогли значительно усилить природные свойства смертельной болезни. В снарядах использовались споры ее легочной формы. В апреле 1979 года сибирская язва вырвалась из секретных лабораторий. Это произошло в одном из районов Свердловска:
Подробности — в репортаже.