Место регистрации чум, место жительства тундра. Так теперь звучит место регистрации кочевых ненцев.
Работникам паспортных столов больше не придется гоняться за кочевыми ненцами. Согласно новому законодательству, оленеводов регистрируют в конкретном населенном пункте, который они сами выберут, а не в абстрактной тундре. Как выяснил корреспондент НТВ Сергей Холошевский, этот штамп в паспорте — не просто регистрация, а возможность получить материнский капитал или кредит на новый чум.
Все знают о том, что тундра большая, но насколько она бескрайняя, понимаешь, только увидев эти просторы с воздуха. Для работников паспортных столов
Прописка в советское время привязывалась к квартире или другому недвижимому имуществу, а у оленевода все его имущество движимое, включая чум, нарты и оленей. Со временем даже чиновники смирились с особым положением кочующих оленеводов.
Правда, самих оленеводов их неуловимость для власти до поры до времени никак не волновала. Еще недавно в паспорте оленевода в графе «место жительства» писали, например, Байдарацкая тундра. И никого не волновало, что это район со среднюю европейскую страну, ведь для оленевода вся тундра — это дом родной. Сейчас это положение изменилось.
Поправки в федеральный закон, вступившие в силу в этом году, теперь привязывают свободолюбивых оленеводов к конкретному населенному пункту. Выбор поселка оставили за ненцами. Все зависит от маршрута их оленьего стада, так что выдать паспорт или поставить в нем нужный штамп теперь проще.
Другое дело, что даже в XXI веке не все оленеводы могут правильно написать свое имя или расписаться в паспорте. Сотрудникам администрации приходится выступать в роли педагога. Новый принцип регистрации оленеводы оценили по достоинству, ведь теперь они получили доступ ко всем государственным услугам. Можно взять, например, ссуду в банке или зарегистрироваться как предприниматель.