Новые технологии позволяют проникнуть в тайны древних правителей. В Москве представили камеи и инталии, которые политикам прошлого заменяли личную подпись.
Пушкинский музей открыл «Мир в миниатюре». Так называется выставка крошечных предметов, которые тысячелетиями придавали силу важнейшим приказам правителей, скрепляли договоры и были страстью коллекционеров. С появлением типовых печатей уникальные, искусно вырезанные геммы (миниатюры в камне) лишились своей юридической функции. Как убедился корреспондент НТВ Алексей Ивлиев, благодаря техническим новинкам их красота только расцвела.
Арфа — один из самых древних музыкальных инструментов. Тысячелетия назад ее изображение было весьма распространено на монетах многих греческих полисов и государств Средиземноморья. Возможно,
В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина на открытии выставки, посвященной только геммам, вместо долгих речей первым посетителям предложили послушать звучание арфы.
Расписываясь под документом, вряд ли мы задумываемся над тем, как несколько тысячелетий назад люди заверяли свое согласие. Инструментом для этого служили великолепные миниатюры из камня. Они впервые появились в Греции и давно уже стали произведениями искусства.
Геммы, заменявшие древним личную подпись, бывают двух типов: выпуклые — камеи, и вдавленные — инталии. Независимо от вариации, у мастера иногда уходило несколько лет на создание шедевр. Со временем эти миниатюры стали статусной вещью. Богатые и знатные люди прошлого, такие, как злейший враг Римской империи царь Митридат Евпатор, тратили огромные состояния, создавая коллекции гемм.
В средние века интерес к миниатюрам из камня возродился. Их опять коллекционируют, растрачивая на милые вещицы целые состояния. Едва появилось первые печатные книги, как многие знатные особы стали издавать каталоги с рисунками камей из своих собраний. Очень неплохая коллекция миниатюр из камня была создана и в Музее имени Пушкина. Одна беда: они такого маленького размера, что совсем теряются на музейной витрине. Вот их и не выставляли долгое время.
Увидеть красоту и великолепие этих миниатюр невооруженным глазом еще недавно не представлялось возможным. Теперь же на помощь приходят новейшие технологии. Чтобы создать изображение, нужно сделать около 300 фотоснимков, затем обработать каждый из них. Зачастую это делают вручную, без специальных программ. Но результат превосходит все ожидания.
Партнеры музея, сотворившие это виртуальное чудо, говорят, что все изображения войдут в каталоги, а на сайте музея скоро можно будет полюбоваться камеями и инталиями всем тем, кто живет далеко от Москвы и попасть на выставку не может.