Какой ущерб историческому наследию страны наносят черные археологи? Когда отток уникальных артефактов удается пресечь, а что всплывает в частных коллекциях?
На минувшей неделе эксперты в России обсуждали вопрос, который обывателю, зацикленному на своих проблемах, возможно, покажется надуманным, но на практике — без шуток — имеет государственное значение.
Страна
Корреспондент НТВ Сергей Холошевский пообщался с теми, кому такое положение дел выгодно, и с теми, кому за державу обидно.
В наши дни археологу мало найти уникальный артефакт. Важно его сохранить, а место раскопок уберечь от так называемых «черных копателей». Конкуренция на рынке древностей чрезвычайно высока, законы устарели, фальсификации на каждом шагу, а о сохранении истории у нас порой думают в последнюю очередь.
Железное правило последних 15 лет: то, что не успели или не смогли достать
Все началось лет 20 назад, когда в России появились первые металлоискатели. В поисках нескольких граммов золота «черные копатели» сносят целые исторические памятники. Размах грабительской археологии в России достиг такого масштаба, что ученые теперь вполне серьезно говорят об угрозе национальному достоянию.
Леонид Беляев, Институт археологии РАН: «Археологические ресурсы — это такие же ресурсы страны, такие же ресурсы нации. Не возобновляемые. Когда они кончатся, кончится возможность судить о прошлом. Кончится возможность его отстаивать, отстаивать право на эту землю».
У нас же бесценные артефакты выставляют на продажу в Интернете или каждые выходные в центре столицы. Привлечь к ответственности продавца антиквариата очень трудно: необходимо доказать подлинность предмета старины.
За последние годы и кладоискатели, и «черные копатели» вычистили не один культурный слой. В итоге большая часть нелегально найденных артефактов осела в частных коллекциях. При этом часть российских ценностей уходит на Запад. Недавний пример — пресечение попытки контрабанды в Курской области. За границу пытались переправить более ста предметов из золота и серебра — разграбленную могилу древнего вождя гуннов. По оценкам экспертов, начальная стоимость уникальной коллекции — более одного миллиона долларов.
Подробности — в материале НТВ.