Как прошел первое испытание новый закон о митингах, и зачем уличной оппозиции манифест? Что искали в квартирах раскрученных «несистемщиков» следователи и что нашли?
Страна на минувшей неделе отметила свой главный государственный праздник — День России. Многих, например, впечатлил стотысячный митинг, состоявшийся по этому случаю в Грозном. А оппозиция отметилась так называемым «Маршем миллионов». В реальности он потянул скорее на «марш тысяч». Он стал своего рода пробой для недавно принятого закона о митингах.
Крепла интрига и вокруг обысков в квартирах раскрученных в медиа- и кибер- пространствах персонажей, которые претендуют на роли лидеров уличных протестов. Обозреватель НТВ Владимир Чернышёв присмотрелся к происходящему.
Накануне акции 12 июня уличную оппозицию словно подогревали к выступлению. Шумное обсуждение закона о митингах и его спешное принятие, а затем внезапные обыски у некоторых лидеров 11 числа. Но неожиданностей не случилось — число протестующих не изменилось в большую сторону. Официальные данные — около 20 тысяч человек. Но и эта цифра вполне внушительна — тем более что спектр настроений на московских бульварах самый широкий: левые радикалы с красными флагами, националисты, студенты, гомосексуалисты — казалось, вместе им не сойтись, но сошлись, прошлись и даже газоны не потоптали.
Тихое шествие, предупредительная полиция в белых рубашках по случаю праздника.В уличных акциях принимают участие силы, даже мировоззренчески несовместимые. Их объединяет протест, но дальше стратегические пути расходятся. Очевидно, что протест заявлен, и наступает время предложений дальнейшей стратегии. И теперь
Выборы в Красноярске уже показали, сколь напрасны надежды оппозиции, системной и несистемной, на один лишь протест. На выборах мэра при огромной поддержке столичной оппозиции, при шумной пропагандистской кампании, при специально проведенных праймериз по выдвижению оппозиционерами единого кандидата и при тотальном контроле наблюдателей на каждом участке — явка всего 20 процентов и сокрушительная победа единоросса Акбулатова — почти 70 процентов.
Не добавляет оппозиционерам очки и груз ответственности за беспорядки 6 мая. Обыски у лидеров уличного протеста накануне марша миллионов вполне могли быть расценены как политическое давление, но укреплению имиджа гонимых жертв помешали обнародованные следствием детали. Расфасованные по конвертам полтора миллиона евро, найденные в квартире Ксении Собчак, даже среди пришедших на митинг рождали сомнения.
Хотя беспорядки 6 мая многих заставили задуматься о возможных сценариях будущего, но главный позитивный момент 12 июня — возвращение спокойствия на московские улицы.
Подробности — в репортаже НТВ.