Как в Суоми используют современные технологии и почему финны не паникуют из-за того, что телефоны крупнейшей национальной телекоммуникационной компании теряют популярность, можно узнать и увидеть в специальном репортаже НТВ.
У российских журналистов появилась возможность увидеть современные разработки страны, которая не скупится на инновационные технологии. Финляндия с числом жителей равным населению Петербурга находится на
Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв отправился в Суоми.
Даже в простых с виду финских электронных часах — сплошь инновации. В
Даже элементарные бытовые процессы в Финляндии принципиально меняются. В центре Хельсинки бывший порт Яткасаари превращают в удобный для жизни район. Там на улицах никогда не будут громыхать мусоровозы.
Отходы после попадания в контейнеры и урны со скоростью 75 километров в час будут перемещаться по трубам вакуумного коллектора в отстойники на окраине. Что же касается финского бизнеса, инновационность для него вообще условие существования.
Джо Пименоф, менеджер по маркетингу инновационной компании: «Например, линия по производству прозрачной проводящей оксидной пленки, которую мы создали для китайских заказчиков. До нас никто в мире вообще не продавал одновременно технологию и оборудование. Все это держалось в секрете и клиентам предлагали лишь готовый продукт».
В Петербурге есть похожее производство. Но сверхпрочные детали предназначены для узкого потребителя — буровых компаний. Финны же делают микро- и нанопленки, которые придают уникальные свойства совершенно разным изделиям: от серебряных украшений до светодиодной техники и солнечных батарей.
Это результат многомиллионных вложений в исследования. Зато они окупились российскими деньгами. «Роснано» инвестировала в финское производство 25 миллионов евро. В Суоми не удивились. Высокая рентабельность — привлекательная черта местного бизнеса.
Ева Вииникка, директор подразделения Национального нанотехнологического кластера Финляндии: «Самое главное — посмотреть на проект с точки зрения бизнеса. Не надо сосредотачиваться именно на слове „нано“. Нужно думать: в чем ценность того, что я делаю, каково мое место на рынке, нужно ли это
О возможности практического применения своих достижений в Финляндии задумываются даже ученые, занимающиеся, казалось бы, теоретическими исследованиями. К примеру, хельсинские метеорологи, изучая солнечное излучение, создали модель использующего эту энергию паруса для космических кораблей. Уже в следующем году на орбите будет два спутника с тестовым оборудованием. А лет через семь, может, и настанет новая эра космонавтики.
Пекка Янхунен, доктор философии Финского метеорологического института: «Это, действительно, космическое парусное путешествие. Можно не зависеть от топлива и при этом перемещаться фактически до бесконечности».
А физики из Хельсинкского университета активно занимаются измерением уровня парниковых газов. Может, в обществе к проблеме и относятся скептически, но в будущем году заработает международная система мониторинга. У руля встанут финны, а значит, в их руках появится серьезный дипломатически и финансовый инструмент.
Тимо Весала, профессор Хельсинкского университета: «У нас здесь достаточно неплохие средства выделялись на эти исследования. А значит, этим занимается много специалистов и студентов. У них неплохой опыт».
По масштабам финские высокотехнологичные организации зачастую уступают российским. К примеру, в Хельсинки — единственная частная онкологическая клиника в Северной Европе. В нашей стране их гораздо больше, но техника у финнов современнее, а цены на лечение такие же, как в России.
То же самое касается реформы образования в Суоми. В Петербурге уже несколько лет все школы оборудованы интерактивными досками, зато в Финляндии, где к этому только готовятся, собираются полностью изменить методику преподавания и перестроить учебные классы. И во всем этом заинтересован именно бизнес.
Три четверти научных исследований и разработок в сфере высоких технологий финансируются коммерческими организациями. Половина — средства самой известной финской компании. Но производитель мобильных телефонов переживает не лучшие времена. Значит, сложности неизбежно ждут и сектор высоких технологий.
Пекка
Главный финский вопрос сегодня — кто сможет создать новый глобальный бренд пятимиллионной страны. На фоне офисов других финских компаний этот, с мягкими игрушками, выглядит
Он — производитель игры Angry birds, ставшей почти легендарной. У нее более миллиарда скачиваний в Интернете, что делает ее самым популярным приложением для платформ Apple и Android.
Запоминающиеся злые птички сейчас живут почти в каждом втором смартфоне в мире. Сувениры с ними на борт МКС берут астронавты НАСА. По мотивам игры готовят анимационный фильм, открывают парки аттракционов. Ее новую версию за две недели скачали больше 50 миллионов раз.
Финны гордятся, но понимают: это не замена телекоммуникационному гиганту. Впрочем, образованные, активные и постоянно