В Мариинском театре премьера современной версии оперы «Борис Годунов», которая больше похожа на репортаж на стыке двух эпох.
Сегодня в Петербурге начинается одно из главных событий культурной жизни города — фестиваль «Звезды белых ночей». Это юбилейный XX смотр, который появился в смутное время новейшей истории. И туда же решили перенести действие оперы про Смутное время другой эпохи.
Впервые «Бориса Годунова» осовременили и доверили ставить иностранному режиссеру. Кроме того, спектакль основан на самой ранней версии произведения Мусоргского.
Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на генеральной репетиции.
Детские самолетики и танки за кулисами не случайные предметы, в них будет играть малолетний сын Бориса Годунова. Время действия оперы, сюжет которой разворачивается четыре столетия назад, максимально приближено к современности.
Постановка с ультрасложными механизмами и тяжелыми декорациями, которые сделали мобильными для быстрой смены сцен. Двухчасовой спектакль идет без антракта. По признанию самого Валерия Гергиева, эта версия «Годунова» опередила возможности знаменитой площадки.
Спектакль сделан с прицелом на новую Мариинку. И в новой или, как выразился художественный руководитель, буквально новостной трактовке. Опера стала репортажем.
Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, народный артист России: «Все телевизионное пространство это ньюс, ньюс, ньюс. Вы уже устаете, выключаете ТВ, и опять ньюс. Я не считаю, что мир оперы должен или настолько нуждается делать вашу работу. Но у хорошего и у сильного режиссера это может произойти».
Грэм Вик не просто сильный режиссер, а человек, обладающий вкусом и внутренней культурой. Его первая трактовка «Войны и мира» 20 лет назад в Мариинском театре, по словам Гергиева, оставила свой след в искусстве. Поэтому англичанину вновь доверили русскую историю.
Проекция событий одного смутного времени на другое не нова. Но дело не только в том, что на сцене сокрушают советский герб. Здесь на передний план выдвинут умелый царедворец Шуйский. Тенору Евгению Акимову, спевшему в разных версиях и Шуйского, и Отрепьева, и Юродивого такой дворцовый переворот нравится.
Евгений Акимов, исполнитель партии Шуйского, заслуженный артист России: «Шуйский в этом варианте очень нравится потому, что это главный герой. Из всех предыдущих версий только у Тарковского прослеживается роль всего Шуйского конкретно».
В отличие от версии «Бориса Годунова» Тарковского, где герои носили древнерусское одеяние, здесь у Шуйского — дорогие костюмы из бутика, у Годунова — брендовые часы. А на артистах хора в народных сценах одежда из
Евгений Никитин, исполнитель партии Бориса Годунова, заслуженный артист России: «Перекинуть мостик оттуда туда, осмыслить, что изменилось, что не изменилось, подумать о себе, о своей Родине. Такие попытки уже были. Но это довольно успешная, на мой взгляд, и вызовет неоднозначную реакцию».
В Мариинском театре ставили десять оригинальных версий «Бориса Годунова». До сих пор в репертуаре есть четырехчасовой спектакль Андрея Тарковского. Его «Годунова» перенесли из лондонского
Александр Адабашьян, кинодраматург, режиссер, актер, заслуженный художник РСФСР: «Самое начало, увиденное мною в сегодняшнем дне, позволяет мне думать, что, вероятно, переосмысление — это все равно взгляд англичан на Россию. Тем более современных англичан на современную Россию, увиденное оттуда через призму того, как это подается там».
Это произведение о взаимоотношениях народа и власти снова и снова заставляет задавать вопрос, тяжела ли ты, шапка Мономаха. Работая на классической сцене, режиссер решил привнести свою интригу. Еще в феврале Грэм Вик заявил газете The