Где и кто в России бесстрашно бродит по радиоактивным лесам и какие опасные посылки потом расходятся по стране? У кого на зоны отчуждения бизнес-планы ?
Приморье грянуло на всю страну на минувшей неделе: пожар и взрывы на одном из тамошних военных арсеналов, вроде бы, обошлись без жертв и серьезных разрушений. Но нервы людям, в его окрестностях проживающим, потрепали основательно — порядка 80 человек обратились за помощью к психологам МЧС.
С особым вниманием к данному событию все понятно: история, в прямом смысле, громкая. Есть, впрочем, у нас регион, где дело иметь приходится с угрозами скрытыми, склонными, как выясняется, к путешествиям по стране.
Корреспондент НТВ Вадим Фефилов отправился на место, чтобы определить степень опасности.
Сколько бы ни запрещали местные власти собирать ягоды и грибы в лесах вокруг села Халеевичи, оставшиеся в так называемых «отселенных» районах люди продолжают бесстрашно бродить по радиоактивным лесам. Продукция от местных сталкеров всегда востребована — своим не надо, чужие заберут.
Журналисты НТВ уговаривают главу сельского поселения Ляшкова показать окрестности. Вроде бы в деревне Синявки живут два деда, торгующих радиоактивными дровами. Однако на месте выясняется, что в Синявках теперь только одна жительница — Надежда Петрухина.
Местная жительница: «Сначала боялась радиации, потом привыкла, жить то
У пенсионерки Петрухиной за оградой живности, как на небольшой ферме. Рядом на заливных лугах радиация зашкаливает даже спустя 26 лет после чернобыльской катастрофы. Впрочем, специалисты говорят, что для домашнего скота — это не опасно, если давать в пищу только привозной комбикорм и еще специальные добавки, вытесняющие радионуклиды цезия.
Возможно, радиацию, как крайне опасное явление давно перестали воспринимать и местные власти, и население. В каждом районном центре есть специальные пункты, где можно бесплатно проверить на радиоактивность любые пищевые продукты. Однако сельские жители обращаются сюда редко — зачем себе и другим аппетит портить.
В последние годы здесь все активнее обсуждается идея — вернуть людей на пустующие уже два десятилетия огромные территории. Доктор Галина Романова, много лет изучающая воздействие радиации на организм человека, уверена, что государству пора заняться воссозданием разрушенной инфраструктуры в покинутой зоне.
Галина Романова, заведующая отделом радиационной и экологической медицины Брянского
По мнению доктора, населению необходимо соблюдать простейшие санитарные нормы и тогда можно вернуться и жить безопасно. Но не все ученые ее поддерживают.
Зоя Абрамкина, и. о. начальника Брянской радиологической лаборатории: «„Очень опасно, я думаю. Мое мнение — опасно.
На Брянщине — шесть грязных»районов, и самое загрязненное место — деревня Заборье. Дозиметр показывает 1,6. В инструкции к нему сказано, что если изделие зафиксировало мощность дозы более 1,2, следует срочно покинуть эту зону.
В Заборье до ядерной катастрофы жило более полутора тысяч человек. Одно из самых богатых сел Брянщины в 1986 году за несколько суток эвакуировали на безопасный восток области.
Что из этого получилось и к чему привело — в материале НТВ.