В Коституционном суде сегодня решают, можно ли отбирать у человека за долги часть его единственного жилья.
С иском обратилась жительница Уфы, которая требует наложить арест на треть особняка своего должника. По мнению истицы, это позволит ей вернуть деньги, но и владелец недвижимости не останется без крыши над головой.
Корреспондент НТВ Илья Федосов следит за процессом.
Лишать по суду единственного места жительства, пусть даже и самого злостного должника, — значит, нарушать конституционное право гражданина на жилище. Но ситуации бывают разные, и одна из них рассматривалась в Конституционном суде.
Жительница Уфы уже несколько лет пытается вернуть долг в 3 миллиона рублей. Согласно решению суда, в счет покрытия долга из пенсии должника ежемесячно взыскивается две тысячи рублей, но кредитора это не совсем устраивает, поскольку такими темпами долг удастся вернуть только через 125 лет. В то же время в собственности у должника есть дом площадью 332 квадратных метра и оценочной стоимостью около 10 миллионов рублей. Заявительница пыталась через суд наложить взыскание на 1/3 дома, но закон этого не позволяет.
Константин Винокуров, адвокат: «После продажи данного жилого дома человек может прекрасно купить две трехкомнатные квартиры в городе Уфе и проживать так же. Однако он живет, по сути, в дворце, а взыскать с него нечего».
По мнению заявителей, в таких случаях судебное решение должно выноситься с учетом размеров дома. Иначе говоря, нельзя лишать граждан единственного жилища, но если должнику, например, принадлежит многоэтажный дом, то часть помещений вполне может быть взыскано в счет долга, и это не нарушит права владельца дома и его семьи.
Сегодня Конституционный суд должен вынести решение по этому делу. С одной стороны, должники, владеющие дорогими особняками, вполне способны погасить свой долг. С другой стороны, в определенных обстоятельствах суд вполне может счесть излишней жилплощадью одну из комнат в обыкновенной хрущевке.
Подробности — в репортаже НТВ.