Какие изменения климата фиксирует самая северная метеостанция страны? Что там хранят в подземных холодильниках и как освоить богатства региона, не навредив его природе?
Судя по данным, обнародованным на минувшей неделе, Россия впереди планеты всей по поголовью оленей. Две трети соответствующих «мировых запасов» находится на нашей территории.
С одной стороны есть повод для гордости, с другой — для тревоги: вредят «зверюги»
В последние годы, по данным ямальских синоптиков, среднегодовая температура в этих краях выше нормы почти на 6 градусов. Это подтверждают наблюдения и на самой северной метеостанции на острове Белый. А в этом году зима и вовсе выдалась, по местным меркам, жаркой. По местной тундре передвигаться теперь можно не только на собачьей упряжке, но и на машине с огромными колесами.
Природа на изменения климата на Ямале реагирует
С начала освоения арктического севера вся самая важная информация о недрах этой сказочно богатой земли хранится на стеллажах в кернохранилище. Геологи, нефтяники, газовики шли на север, бурили землю на многие километры вниз, и образцы породы — керны — оставляли ученым. Теперь по ним, как по книгам, можно прочитать где, на какой глубине и что именно находится под землей. В этой «библиотеке» сотни тысяч таких «книг».
Богатство этого края (на Ямале, например, добывают 90 процентов российского газа) сыграло с ним злую шутку. Глобальное потепление и интенсивное освоение Севера начинают негативно сказываться на изменениях местного ландшафта и природы. Если посмотреть на тундру сверху летом, то сразу видны следы от гусеничной техники, оставленные здесь еще 50 лет назад. Верхний слой почвы тут восстанавливается десятилетиями. И, что удивительно, не меньший вред тундре наносят северные олени, поголовье которых превысило в последние годы все мыслимые пределы.
К счастью, пока Россия избежала участи глобальных техногенных катастроф в зоне мерзлоты. Хотя предпосылки уже появляются. Например, по словам профессора, в районе Воркуты или на маршруте прокладки магистральных газопроводов.
Юрий Васильчук, доктор
Ученые призывают принять на федеральном уровне специальные законы, защищающие арктические ландшафты. Это сохранит и природу, и образ жизни малых народов. Если к тому моменту в Арктике не растает последняя льдина. Права, мерзлотоведы всерьез о глобальном потеплении пока не говорят.
Да и нынешнее потепление, с точки зрения фундаментальной науки, явление временное. В этих краях, где до сих пор можно встретить объявления «Куплю бивни мамонта! Дорого!», прошлое и будущее скованы вечной мерзлотой.