Вязание узлов страсть, объединяющая людей по всему миру. Есть даже международная гильдия вязальщиков узлов, и каждый из них мечтает об одном придумать свой узел, который, возможно, будет назван его именем. Именно поэтому у каждого мастера с собой в кармане всегда есть кусок веревки.
Британец Дес Поулс сегодня снова будет сводить концы с концами. В отличие от тех, кому приходится делать это в переносном смысле, Поулс своим занятием наслаждается. Вязальщик узлов с полувековым стажем рассказал корреспонденту НТВ Антону Вольскому, чем моряки Западной Европы были накрепко связаны с Россией, кого узелок спас от смертной казни и что такое «кулак обезьяны».
У Деса Поулса в кармане всегда кусок веревки. 60 лет он вяжет узлы. В мире вряд ли найдется человек, знающий больше способов связать концы с концами.
Дес Поулс: «В справочнике узлов упоминается более трех тысяч вариантов, но мне кажется, что их меньше, многие повторяются. Я же на память могу завязать несколько сотен».
В наше время узлом завязывают разве что шнурки на ботинках, но раньше мир буквально держался на связанных веревках. В домашнем музее мастера забытого искусства насчитываются сотни экспонатов: старинные инструменты, обрывки канатов и бесконечное число узлов.
Дес Поулс: «Раньше пенька, из которой делали веревки, была стратегическим товаром. И в те времена мы зависели от России не меньше, чем сейчас, ведь она была основным поставщиком сырья. Если хотите, тогда это было не менее важно, чем нефть и газ теперь».
Деса Поулса интересуют красивые узлы. Он не вяжет, скорее, лепит их и потом наслаждается совершенством формы. Такие узлы люди покупают как произведение искусства. Привязанность Деса Поулса к узлам началась с книг. Он никогда не служил на флоте, но его всегда завораживали схемы узлов. В домашней библиотеке есть даже советский справочник такелажника. Но хороший узел мало уметь завязать, надо знать его историю.