Сегодня исполняется 80 лет с момента освобождения Гданьска, или по немецкой версии Данцига. Красноармейцы выбили гитлеровцев и водрузили над городом польский флаг. Но сейчас в Варшаве об этом предпочитают молчать.
Освобождение Красной армией Гданьска от фашистов в последний день марта 1945 года не укладывается в мифологию нынешнего польского правительства. У него другие праздники и другие герои. Так, в
Родослав Долинский, польский блогер: «Это герои, они пришли из Польши, они сражались с советским фронтом».
Хотя в Польше есть те, чью память можно было бы почтить в год
Владимир Барышников, профессор и заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени
Отступающая армия Гитлера пыталась превратить город, который она заняла еще в
Владимир Барышников: «Над Гданьском был поднят именно польский флаг. Советские войска превосходили обороняющие город немецкие. Кроме того, погибло немцев больше, чем советских военнослужащих. То есть эта операция была выполнена великолепно».
Сила военная означала и силу дипломатическую. На Ялтинской конференции в феврале
Владимир Барышников: «Конечно, Черчиллю не нравилось то, что он в Ялте потерпел дипломатическое поражение. Но ему оставалось только тихо ненавидеть Сталина и одновременно вынашивать идею „Немыслимого“ — новой войны, но уже против Советского Союза».
Операция «Немыслимая» летом 1945 года так и осталась фантазией Черчилля. Однако осевшее в Лондоне польское правительство в изгнании вынашивало подобные планы еще полвека. Это были те же люди, которые в 1934 году, обогнав всех в Европе, подписали от лица Польши Пакт о ненападении с нацистской Германией. Точнее пакт о совместном нападении на Советский Союз.
Польское правительство в изгнании безнадежно боролось с СССР из Лондона, пока Советский Союз помогал отстраивать послевоенную Польшу. История этого правительства бесславно закончилась лишь в

