Главный православный собор Гатчины возвращают к первоначальному облику. В ходе четырехлетней реставрации Павловского храма удалось вернуть исторический цвет стенам и куполам. Теперь реставраторы взялись за восстановление интерьеров: работают с живописью и иконостасом, колоннами в верхнем храме и лепным декором. Всё это планируют успеть до конца года.
В Павловском соборе, пять лет погруженном в реставрационный процесс, мастера приступили к своего рода таинству — раскрытию авторской живописи. Этому предшествовало возвращение облика фасадов и внутреннего убранства, изрядно искаженного в советский период. В борьбе за аутентичность пришлось восстанавливать и измененное пространство.
Олег Степанов, директор Дирекции по сохранению объектов культурного наследия Ленинградской области: «В
Оценить глобальные потери ученым позволяют епархиальные описи конца XIX века, где указано: расписаны в соборе были все стены и своды. Определить масштаб утрат на сохранившихся участках живописных элементов специалисты пока не могут: расчистки на начальном этапе. Но и сейчас раскрываются не только авторские образы, но и серьезные потери. Как в северном рукаве средокрестия, где в центральном медальоне исчезла фигура спасителя.
Специалисты снимают с героев библейских сюжетов пласты масляной краски. совсем не предназначенной ни для реставрации, ни для росписи по штукатурке. А еще фиксируют слои грязи с поздними покрытиями. И в этом смешении материалов мастера проявляют невероятную осторожность, чтобы не повредить оригинальный.
На расчистку живописи у команды реставраторов уходит несколько недель. Понятно, процесс может и затянуться. И на этом этапе работ мастерам помогает ультрафиолет, выявляющий аутентичное покрытие.
Реставраторы обнаружили
Деревянный иконостас, разобранный на дрова в 1939 году, купила Варвара Прозорова, жительница Гатчины. Но не уничтожила его в огне, а позже вернула епархии. Сложно сказать: возможно, женщина его и купила, чтобы сохранить.