Где заканчивается необходимая самооборона и начинается ее превышение? Как в рамках закона дать отпор преступнику и кто считает, что пока частный собственник не достаточно защищен?
Широкий общественный резонанс вызвала на минувшей неделе история тульского бизнесмена, который, защищая себя и свою семью от грабителей, кухонным ножом нанес троим из четверых нападавших раны, несовместимые с жизнью. Вопрос: а не превысил ли он пределы необходимой самообороны? Такие сентенции следователями поначалу действительно высказывались. На сторону отца семейства встали и правозащитники, и Общественная палата.
Эта история вывела на новый виток дискуссию о том, насколько хорош закон, ныне регулирующий дела подобного рода. Есть, к примеру, мнение, что россиянам следует предоставить право на любые действия в отношении тех, кто силой проникает в их жилища. Корреспондент НТВ Андрей Григорьев выяснил, что некоторые предлагают пойти еще дальше по этому пути.
Перед больничной палатой круглосуточный полицейский пост, но не сразу ясно, кого и зачем охраняют — героя, защитившего от разбойников свою семью, или преступника, убившего троих человек.
Гагем Саркисян: «Детей били, жену, сноху. Потом на меня переходили. У них пистолет был и нож. Я подумал, что оружие огнестрельное, когда мне его в рот засунули».
Все случилось в частном доме. Четверо вооруженных налетчиков ворвались внутрь, требуя деньги и драгоценности. Не жалели ни женщин, ни младенцев.
Марина Саркисян, дочь Гагема Саркисяна: «Семимесячному ребенку приставили пистолет к виску. Девочку семи лет начали избивать, трехлетнего мальчика тоже. Ужас. Пистолет мне приставил и говорит: сейчас убью, давайте деньги».
Возможно, и убили бы. Хозяин дома,
Заговорили о том, что, вероятно, оборонявшийся обладал специальными навыками ножевого боя, мол, по характеру ранений это заметно, но, согласно закону, это вовсе не отягчающее обстоятельство. Когда есть угроза жизни и счет идет на доли секунды, далеко не каждый профессионал может контролировать направление и силу удара.
Кирилл Иванов, чемпион мира по кикбоксингу: «Многие будут бить наверняка, а потом уже посмотрят. Сначала ударят, а потом будут разбираться. Тут нет этого кодекса. Если на тебя напали, ты должен обязательно защитить себя по полной программе, а потом врага начинаешь приводить в чувство».
Негласно считается, что необходимая самооборона точно не превышена, если голыми руками защищаешься от ножа или с ножом против пистолета, то есть если изначально экипирован хуже, чем противник. Тем более если этих противников несколько. Если тебя успели еще и предварительно ранить, то есть угроза жизни очевидна, можно почти не ограничивать себя в действиях. Конечно, при условии, что на все оружие есть соответствующие разрешения.
Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству: «Защищаться можно любым способом, например, кинокамерой, топором или еще
Закон хороший, большинство юристов это признает, но часто расходится с правоприменительной практикой. Сторож лодочной станции под Екатеринбургом на вверенной ему территории повздорил с двумя подвыпившими молодыми людьми, одного убил, другого тяжело ранил и получил 20 лет лишения свободы. Приговоры по таким делам в стране традиционно обвинительные.
Где эта грань между самообороной и ее превышением? Тех, кто собирается получить лицензию на оружие (пусть даже травматическое), теперь обязательно учат не только вовремя реагировать на опасность, но и не жать на спусковой крючок без крайней необходимости.
Подробности — в репортаже.