В Петербурге могут начать штрафовать кикшеринговые компании из-за припаркованных самокатов, которые мешают уборке улиц. Также может быть создан фонд для выплат компенсаций пострадавшим в ДТП с электросамокатами и электровелосипедами.
Петербурженка Оксана Рубан уже обходится без костылей. Но хромота осталась, как и вероятность получить инвалидность. Прошлым летом женщину сбил электросамокат кикшеринговой компании. Тяжелейший перелом, две операции, замена сустава. Лечение обошлось в 322,5 тысячи рублей, которые Оксана заплатила из своего кармана.
Оксана Рубан, пострадавшая: «Операция делается по квоте. Квот на конец года уже не было. Соответственно, я уже больше восьми месяцев нахожусь на больничном листе».
Оксане до сих пор неизвестно, кто арендовал злополучный электросамокат. Хотя для этого есть необходимые данные. Один из очевидцев успел снять последствия наезда. В кадр попал подросток, который скрылся с места происшествия, номерной знак средства индивидуальной мобильности. «Яндекс» требует официальный запрос.
Но ГИБДД на их обращение тоже отказали, заявив: данные на клиентов предоставляются только в рамках уголовного дела, а возбуждено лишь административное. Полиция Красногвардейского района отреагировала процессуальной проверкой инцидента, получила медицинское заключение о тяжести травм, и в декабре началось расследование по статье «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности».
В ГУ МВД сообщили, что следователи направили официальный запрос в кикшеринговую компанию о предоставлении сведений о владельце аккаунта, с которого был арендован электросамокат, сбивший женщину. Однако до настоящего времени, несмотря на настоятельность и важность официального обращения, требуемые сведения в адрес полиции предоставлены не были.
История Оксаны Рубан дошла до депутата ЗакСа Алексея Цивилёва, который возглавляет парламентскую комиссию по транспорту. По его словам, в Мариинском дворце порядка десяти подобных обращений. Петербуржцы пострадали от наезда электросамокатов и не получили никакой компенсации. Для наведения порядка Алексей Цивилёв предлагает Смольному в рамках соглашения города с прокатными фирмами разработать механизм возмещения ущерба.
Алексей Цивилёв, председатель комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа
Более того, парламентарий предлагает обязать кикшеринговые компании создать специальный фонд, в который они должны заложить страховые средства.
Кикшеринг отвечает: всё уже сделано. Существует два вида страховок. Обязательная автоматически включена в арендную стоимость электросамоката и покрывает ущерб имуществу и здоровью третьего лица, т. е. пешехода или автомобилиста. Вторая страховка расширенная. Пользователь ее включает самостоятельно и тем самым добавляет компенсацию самому себе.
Также в сервисах кикшеринга напоминают: в Петербурге ничуть не меньше частных электросамокатов. У них нет ни номера, ни привязки к конкретному пользователю, а соответственно у их владельцев нет страховки и они не несут никакой ответственности.
Опыт Оксаны Рубан если не говорит об обратном, то как минимум создает прецедент. Женщина получила увечье от действий лихача на электросамокате кикшеринговой компании. Инцидент попадает в опубликованный список страховых случаев. Однако бизнес не только скрывает личность арендатора, но и не выполняет взятых на себя обязательств. Из указанной суммы компания не выплатила Оксане ни копейки.