В главном здании ГМИИ имени Пушкина открылась выставка к 100-летию картинной галереи. В экспозиции представлены в том числе архивные документы и картины, которые хранятся в запасниках музея. Также посетителям впервые покажут уникальные фотографии, которые иллюстрируют основные этапы истории галереи.
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина был задуман как музей слепков при Московском университете. Со временем исключительно слепков оказалось недостаточно — слишком узкое направление. Тогда Николай Романов, директор Музея изящных искусств (такое название это место носило до 1932 года), объявил об открытии нового отдела — картинной галереи.
В 1924 году началось время бурного роста коллекции. Галерея сложилась буквально за шесть лет. Картины сюда привозили в том числе из Третьяковской галереи и Эрмитажа. Среди переданных произведений — «Пейзаж с Геркулесом и Какусом» Пуссена. Висит эта картина вот уже 95 лет. Здесь же — «Вакханалия» Рубенса, «Мадонна с младенцем»
Произведения западноевропейских мастеров буквально определили дальнейший курс развития. Первые залы открылись с нидерландской, немецкой и голландской живописью. Спустя год свои двери распахнули залы французского и итальянского искусства.
О том, как собирали коллекцию Пушкинского музея, рассказывает новая экспозиция. Посвящена она
Сегодня в стенах Пушкинского музея зрителю показывают художественные собрания мастеров разных эпох — от Древнего Египта и античной Греции до наших дней.
Вадим Садков, главный научный сотрудник отдела искусств старых мастеров ГМИИ имени А. С. Пушкина: «Сложился такой своеобразный симбиоз памятников, которые в той или иной степени, с той или иной подробностью освещали основные этапы развития классического западноевропейского искусства. Картинная галерея является отражением современного взгляда науки на данный предмет изобразительного искусства, на данную эпоху и, соответственно, конкретного вклада ученых, которые изучают коллекцию».
К юбилею картинной галереи залы искусства старых мастеров обновились. Коллекция насчитывает больше 3 тысяч произведений. Художественные сокровища продолжают покупать, тем самым пополняя постоянную экспозицию. А она за десятилетия обрела свое лицо.
Анна Сулимова, заведующая отделом искусства старых мастеров ГМИИ имени А. С. Пушкина: «У каждого музея есть лицо. И у нас, конечно, лицо такого московского собирательства, потому что есть имена московских коллекционеров… Увидите те произведения, которые не показывали мы до этого, которые были скрыты от глаз зрителей, находились в запасниках или в реставрационных мастерских».
Увидеть можно будет и то, с чего все начиналось — слепки. Чего только стоит итальянский дворик с его статуей Давида от Микеланджело! И если больше века назад слепков создателям музея казалось недостаточно, то сегодня скульптурные работы на фоне картинной галереи создают особую, неповторимую атмосферу.