На новые нацпроекты в сфере здравоохранения до 2030 года выделят более двух триллионов рублей. Одна из главных задач — увеличение производства медтехники. Пока большую часть оборудования ввозят из-за рубежа. Основной поставщик — Китай, но российские компании наращивают обороты. Сейчас медицинские изделия в России выпускают около трех тысяч производителей.
За сутки дежурства экипаж скорой объезжает весь север Москвы и успевает побывать в области. У реаниматолога Сергея Суворова 30 лет стажа. За это время всевозможных приборов и инструментов в кабине набралось на неплохую поликлинику, но сути работы это не изменило: диагностировать остановку сердца, 30 компрессий непрямого массажа и искусственное дыхание, повторить. Этому учат даже на уроках ОБЖ, но в реальной жизни справится не каждый.
Сергей Суворов, врач
Оговорка про ручной режим появилась 20 лет назад вместе с
Александр Павлов, главный конструктор компании «Медплант»: «Отличием от аналога нашего устройства являются две аккумуляторные батареи: одна в одной стойке установлена, вторая во второй. Можем один аккумулятор вынуть, вставить свежий, не останавливая компрессии, потому что во время непрямого массажа сердца паузы недопустимы».
Как и в производстве оборудования, изначально большинство компонентов, хоть и разработаны они в России, компания закупала
Отличной иллюстрацией нелегкого пути импортозамещения может стать плазменный стерилизатор. Разработка 2016 года, но на налаживание производства ушло 5 лет. Самым сложным было изготовить титановую камеру, на 90% стерилизатор отечественный. А 10% иностранного дегтя — это сенсорный дисплей и принтер, который печатает отчеты о проделанной работе. Инженеры говорят, что при худшем сценарии, если поставлять их перестанут, просто сделают кнопки.
Сейчас такие стерилизаторы есть в каждом регионе страны, успели еще до санкций, а вот анализаторы в российских лабораториях до сих пор сплошь импортные. Московская компания подготовила целую линейку аппаратов и реагентов для отечественной диагностики — «Двину», «Неву», «Амур» и «Енисей».
Алексей Иванов, руководитель группы технического сервиса аппарата «Енисей» компании «Лидлаб»: «Ставим образцы на исследование, они у нас двигаются на гематологический анализатор для выполнения клинического анализа. Дальше анализатор глитезированного гемоглобина для выявления сахарного диабета. Соответственно, визуально все это можно посмотреть. Полный маршрут занимает около 15 минут».
Еще одно из последних достижений наших инженеров — мобильный рентген, который уже можно встретить в больницах, где он нужен для комфортного обследования лежачих пациентов.
Александр Вербицкий, руководитель проекта мобильного рентгеновского аппарата компании «Медицинские технологии»: «Мы можем выбрать орган для обследования, далее программа спросит, какой человек по комплекции, какая проекция. Далее проваливаюсь в меню все глубже и глубже. И мы доходим до того, что программа подсказывает оператору и устанавливает необходимые параметры съемки».
Последние три года рынок отечественной медтехники демонстрирует уверенный рост. Показатели 2023 года в рублях оказались выше досанкционных практически на четверть, однако в прошедшем году развитие отрасли замедлилось.
Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «С учетом того, что только последние несколько лет наша медицинская техника получила такое развитие, это пока еще не канонизировалось в устойчивый спрос для разработчиков и производителей компонентов, поэтому эти процессы необходимо осуществлять с государственной поддержкой, мы ее коллегам оказываем. Для этого используются те меры поддержки, которые мы оказываем здесь у себя в Минпромторге. Поддерживаем достаточно большое количество проектов, но на это все надо время».
До полного медицинского суверенитета пока далеко. На данный момент локализованы лишь 25% оборудования. Впрочем, еще недавно этот показатель был в разы ниже. Так что сказать, что пациент идет на поправку, можно.