Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения легендарного актера БДТ, сыгравшего в десятках фильмов. Но его визитной карточкой стало чтение текста от автора в «Семнадцати мгновеньях весны».
В Петербурге отмечают 100 лет со дня рождения Ефима Копеляна. Устроившись токарем на завод, а затем, поступив на архитектурный факультет в Академию художеств, он подрабатывал, участвуя в массовках БДТ. В итоге оказался в труппе театра и начал сниматься в кино. Его роли в «Неуловимых мстителях» и «Вечном зове» занимают неоспоримое место в золотом кинофонде, но на первом месте, безусловно, «Семнадцать мгновений весны».
Корреспондент НТВ Павел Рыжков вспомнил творчество Ефима Закадровича.
«Сто отражений великого артиста» — так назвали книгу к юбилею Ефима Копеляна, выпущенную БДТ. Людмиле Макаровой принесли сигнальный экземпляр. В сборник попали трогательные телеграммы, которые актер посылал супруге, подписываясь каждый раз выдуманными именами. Получается, Копелян шифровался задолго до знаменитого «Юстас — Алексу».
Выдержанная интонация Копеляна с ее внутренним ритмом сделала образ Штирлица завершенным. Именно закадровая работа ленинградского актера спасла сцену про 23 февраля, которую Татьяна Лиознова хотела вырезать. После этого друзья присвоили Копеляну шутливое прозвище Ефим Закадрович. Хотя и до «Семнадцати мгновений» он великолепно озвучивал картины. Например, дублировал известного итальянского актера Сальво Рандоне.
Его голосом в советском прокате говорили герои фильмов студий союзных республик, ГДР, Венгрии и даже самурай из японской исторической картины.
Владимир Татосов, народный артист РСФСР: «Он мне говорит: „Ну, спасибо Вам“. „За что?“ — удивляюсь я. А Копелян в ответ: „Мне досталось Вас озвучить в «Ребятах с Канонерского». Дальше он говорит: «Слушайте, а почему Вы выбрали такую манеру речи?» Мол, было ужасно трудно попадать в мою артикуляцию. Я играл приблатненного, но ему
Ролей в кадре у Копеляна было немало. Но главную — мецената Савву Морозова — он впервые сыграл уже за 50. Зато ярких персонажей второго плана Копелян превращал в нарицательных. Для марки к
Людмила Макарова, народная артистка СССР: „Когда Ефим Захарович ехал на машине и остановился перед переходом, идет беременная женщина с мужем. И вдруг она ахнула:
Копелян, активно снимавшийся на „Мосфильме“, немало времени проводил в „Красной Стреле“. Тогда в этом поезде вместо
Владимир Татосов, народный артист РСФСР: „Стоять в этой очереди можно было с ума сойти. Тогда буфетчица открывала служебную дверь, и мы заходили. А она говорила:
После такого одного из таких застолий мастер надел темные очки и, выйдя на перрон, произнес свой знаменитый афоризм: Утро стрелецкой казни». К своей популярности актер относился с юмором, обладал невероятной самоиронией, что и ценили окружающие.
Он не выделялся ни высоким ростом, ни громким голосом, но при этом его считали лучшим в труппе БДТ. Поразительное умение Копеляна молчать и думать на сцене тревожило воображение зрителей. Он умел наполнять роли личностными качествами и словно следовал старому актерскому принципу: «Играя злого, ищи в нем доброе, и наоборот».