Юбилей своего главного спектакля отмечают в Мариинском театре. «Лебединому озеру» 130 лет. Название этой постановки стало синонимом балета, а петербургская версия в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова — одной из самых известных в мире.
Знаменитое построение «Лебединого озера» в белом акте было придумано в историческом зале академии русского балета. Лев Иванов по поручению Петипа создал сцены спектакля, покорившего мир.
Узнаваемая балетная пачка появилась тоже благодаря легендарным лебедям. Однако Агриппина Ваганова в своей редакции вопреки канону сделала для Галины Улановой облегающее платье, чтобы показать пластику балерины.
Ольга Розанова, историк балета, балерина: «У Улановой было одно качество, которое сближало ее с первой исполнительницей роли Пьериной Линьяни, это пластика».
Итальянка первой в роли черного лебедя поразила публику 32 фуэте. Сегодня для балерин это неизменная часть эффектной партии Одиллии, которую поставил сам Петипа.
Первой русской танцовщицей, повторившей сложный трюк, стала Матильда Кшесинская. Прима императорской Мариинки могла себе позволить выступать в дорогих украшениях. Известно, что для показа Дягилевым «Лебединого озера» в Великобритании драгоценности балерины специально перевозились из России и хранились в лондонском магазине Фаберже. Английская критика задохнулась в восторге от блеска бриллиантов
Кшесинская танцевала в роскошных украшениях и на сцене Мариинки. Драгоценности хранились в банковских ячейках. Для выступления нужный гарнитур балерина получала с нарочным.
Драгоценности из стразов Виктории Терёшкиной не уступают по блеску коронам Кшесинской. Созданные на заказ украшения придают ее Одиллии демонический образ.
Иногда Одетту и Одиллию давали разным примам. Например, Уланова — Одетта, Вечеслова — Одиллия. Именно в этой редакции изменилось знаменитое положение рук балерин в кордебалете и главного лебедя.
Виктория Терёшкина,
Лебединый белый акт называют душой балета, и, конечно, в центре дуэт Зигфрида и Одетты. Что может быть прекрасней зарождения любви? Тимур Аскеров танцует принца почти полтора десятилетия и всегда испытывает трепет перед музыкой Чайковского и личностями, составившими славу балета.
Тимур Аскеров, премьер Мариинского театра, исполнитель партии Зигфрида: «Эти великие люди, артисты, получали такие же эмоции, которые получаю сейчас я. Постоянно я всегда об этом думаю во время перед
С подмостков стразы всегда сверкают ярче настоящих бриллиантов: таковы законы сцены. Но этот блеск кажется особенным в «Лебедином озере», которое олицетворяет весь мировой балет.