В Петербурге на аукцион выставлен дом на Садовой улице, 61, где написано хрестоматийное «На смерть поэта». Чиновники от культуры обязали потенциального инвестора устроить в здании культурный центр.
Комитет о культуре
О прошлом и будущем памятника — в репортаже корреспондента НТВ Юлии Олещенко.
Ровно полвека назад мемориальная доска Лермонтову была установлена на доме 61 по Садовой улице. Но последние шесть лет она находится здесь, в хранилище музея городской скульптуры. На историческое место этот памятный знак вернется лишь после реставрации здания.
А пока в самом знаменитом в Петербурге лермонтовском доме обитает разве что дух знаменитого классика. Всех жильцов и законных, и незаконных гастарбайтеров, ютившихся в аварийной пятиэтажке, выселили. Квартира на втором этаже, где больше года проживал Лермонтов со своей бабушкой Елизаветой Арсеньевой, ждет перемены участи.
Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «О подлинном объеме мы можем говорить уверенно. А вот что касается перегородок, лепнины, печей, это все позднее, разумеется».
Дом Шаховского дважды перестраивался в конце XIX и в начале XX столетий. Этого эркера в лермонтовской квартире, разумеется, не было, как и лепных амуров на потолке.
Но даже когда тут кипели коммунальные страсти и шумел неисправный водопровод, благодарные потомки вспоминали поэта. Самодельный портрет на дверях исчез, но надежда на продолжение осталась.
Андрей Цугулиев, представитель Ассоциации членов рода Лермонтовых: «Видно, что
Требования устроить на Садовой мемориальный музей культурная общественность выдвигает последние десять лет. Активистка Зоя Бобкова даже книгу выпустила. На каждой странице — переписка с чиновниками.
Зоя Бобкова, поэтесса: «Особенно в Петербурге
Тургеневский зал в Пушкинском доме —
Всеволод Багно, директор Института русской литературы РАН: «Совершенно бессмысленно. Это дробление сложившейся коллекции. Они не будут иметь ту же самую цену и даже это не будет в сто раз дешевле. Эо будет в миллион раз дешевле. Аналога Пушкинскому дому нет нигде в мире. Я считаю, что эта коллекция должна была бы остаться здесь».
Пусть не мемориальный музей, так хотя бы лермонтовский культурный центр, решили чиновники от культуры. И вызвались обязать будущего инвестора в процессе реконструкции здания не забыть о главном.
Дмитрий Месхиев, председатель Комитета по культуре Администрации
Лермонтов в исполнении Путина и стены, в которых было написано хрестоматийное «На смерть поэта», вдохновили литератора Любегина на злободневный шедевр.
Алексей Любегин, поэт: «Поэт премьеру нашему помог без преткновенья выйти в президенты//, А сам поэт — сапожник без сапог, хотя и заслужил не дивиденды».
А вот инвестор на великом русском поэте при желании сможет заработать. Не важно, устроит он здесь бизнес центр или гостиницу.
Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Если сказать, что у меня отель в том самом доме, где жил Лермонтов, и любой постоялец бесплатно может оказаться в комнате, где написано стихотворение „На смерть поэта“. Вы представляете, насколько конкурентоспособность отеля подрастает за счет этого аргумента? Если бы я был инвестором, я бы считал, что это плюс, а не минус».
Времени на подсчет «за» и «против» осталось немного.