Москва стала лидером рейтинга научно-технологического развития среди российских регионов. Как отметили в правительстве, в столице создали лучшие условия для привлечения наукоемкого бизнеса и работы ученых. Для этого в столичных вузах оборудуют все больше лабораторий. А чтобы разработки студентов могли быстрее выходить на рынок, университеты начнут сотрудничать с венчурными фондами.
Одна из новейших лабораторий Физтеха
Дмитрий Филонов, руководитель лаборатории радиофотоники МФТИ: «Мы находимся в помещении электромагнитной камеры, где необходимо тестировать различные электронные устройства, прежде всего антенны разной направленности. Это необходимо для их ввода в эксплуатацию».
Каждый конус состоит из гранул разных металлов, которые не дают проникнуть внутрь камеры ни одному сигналу извне и наоборот. То есть физики могут испытывать, например, обвес будущего спутника, и никто не будет мешать друг другу.
Дмитрий Филонов: «Периодически к нам обращаются коллеги из других университетов и организаций для проведения здесь экспериментов. Мы предоставляем такую возможность».
Дмитрий Филонов — участник встречи делегатов IV Конгресса молодых ученых с российским президентом, где обсуждался фундаментальный для российской науки вопрос, как поддержать молодежь.
Владимир Путин, президент РФ: «У нас такая цель стоит, и мы, конечно, ее реализуем. 2% ВВП у нас должно идти на науку.
Некоторые результаты можно почувствовать уже сейчас: за шесть лет в России было создано порядка тысячи научных молодежных лабораторий на базе профильных вузов. Одна из таких — в МФТИ, где выпускница, а теперь научный сотрудник Сандаара Коваленко изучает реакцию клеток сердца на лекарства, в частности на препараты от аритмии.
Сандаара Коваленко, научный сотрудник лаборатории экспериментальной клеточной медицины, кандидат наук: «То есть это и персонализированная медицина, и
До 2030 года планируется открыть еще 700 лабораторий, где студентам помогут пройти путь от научной идеи до промышленного образца.
Мария Ведунова, директор Института биологии и медицины Нижегородского государственного университета имени Лобачевского, доктор наук: «Наши зарубежные коллеги приезжают, завидуют, потому что возможности, которые сейчас дает РФ, они гораздо больше, чем в Европе или Америке. Даже просто по экспериментам на животных и вообще по использованию биологических объектов. Конечно, сейчас это просто потрясающее время».
Помощь ученых молодежи будет отныне делом не просто добровольным, но и оплачиваемым. С марта следующего года понятие «наставничество» будет закреплено в Трудовом кодексе. Выигрывают от этого все.
Ольга Нестерова, научный сотрудник отдела урологии и андрологии МНОЦ МГУ им. М. В. Ломоносова: «Сначала я думала, что наставник — это тот, кто научит тебя оперировать. Научит — это, конечно, очень тоже важно. Но потом постепенно осознала, что это далеко не так, потому что наставник, учитель — это тот человек, который, наверное, проведет тебя через вот эту клиническую работу, направит тебя в нужное русло, в нужное направление».
Предполагается, что этот единый трек профессионального роста молодого ученого — от абитуриента до доктора наук — поможет в достижении одной из национальных целей России — технологического лидерства. Тем более что доля студентов, планирующих строить научную карьеру, по данным правительства, выросла до 92%.